Карикатура времен Отечественной войны 1812 года

Автор  Сайт "Бородино 2012"

Карикатура времен Отечественной войны 1812 года

 

И.А. Иванов. Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек.

 

 При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана.

Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство некогда непобедимой наполеоновской армии, примеры самоотверженности — вот темы знаменитых «летучих листов».

Иногда сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Уже Петр I был вынужден отделить листы невинного содержания от лубков с политическиой окраской, введя в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ. Тем не менее, самой известной сатирической картинкой петровского времени стал знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили». Забавный рисунок сопровождался надписью, прозрачно намекавшей на причину смерти императора: «Кот Котофеич, он часто пил ерофеич, невзначай он много выпил ерошки и вздернул ножки». Подобные народные сатирические картинки были весьма немногочисленны, иногда они использовались в пропагандистских целях.

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Невзрачная фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, увенчанная большим носом, стала узнаваемой. Впервые английские мастера предложили зрителю образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника. Творения «английского бульдога», терзающего «корсиканскую ищейку», были настолько популярны в Европе, что вполне естественным было желание мастеров других европейских государств приобщиться к этому успеху. Несколько видных мастеров работали в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году.

Бегство Наполеона. Карикатура И.А. Иванова.

 

Бегство Наполеона.
Карикатура И.А. Иванова.

 Если обратиться к хронологии издания российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходится. До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Именно с этой политикой связывают запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам.

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела несомненное сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой.

Другие две картинки, тоже неподписные — «Крестьянин Иван Долбила» и «Корнюшка Чихирин» — представляли собой творения того же рода, мало отличающиеся от грубоватых лубков.

Карикатура «Гвоздила и Долбила». (Первая лубочная картинка).

 

Карикатура «Гвоздила и Долбила».
(Первая лубочная картинка).

Москва находилась в эпицентре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, связанных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года.

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками.

Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своем фундаментальном труде «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, перекликались с «Мыслями не вслух на Красном крыльце» графа Ростопчина: галломания, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе влияет на русское общество. Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами».

«Карантин для Наполеона по возвращении его из России». Карикатура И.И. Теребенева.

 

«Карантин для Наполеона по возвращении его из России».
Карикатура И.И. Теребенева.

 В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева.

Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева.

В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Состояла она из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь».

 (640x450, 138Kb)

 (640x456, 99Kb)

 (640x461, 131Kb)

 (640x455, 130Kb)

 (640x458, 135Kb)

 (640x468, 116Kb)

 (640x451, 118Kb)

 (640x464, 118Kb)

 (640x465, 150Kb)

 (640x462, 128Kb)

 (640x463, 115Kb)

 (640x464, 135Kb)

 (640x456, 127Kb)

н (640x456, 127 Kb)

 (640x455, 128Kb)

 (640x459, 123Kb)

 (640x457, 122Kb)

 (640x467, 138Kb)

 (640x458, 114Kb)

 (640x460, 142Kb)

 (640x449, 127Kb)

 (640x456, 119Kb)

 (640x458, 141Kb)

 (640x457, 117Kb)

 (640x461, 138Kb)

 (640x466, 136Kb)

 (640x465, 130Kb)

 (640x464, 120Kb)

 (640x461, 147Kb)

 (640x468, 107Kb)

 (640x462, 148Kb)

 

Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других.

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона».

Известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг.

Изгнание из Москвы французских актрис. Карикатура А.Г. Венецианова.

 

Изгнание из Москвы французских актрис.
Карикатура А.Г. Венецианова.

 Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения.

Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде.

Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30?х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года.
Зимние Наполеоновы квартиры. Карикатура А.Г. Венецианова.

 

Зимние Наполеоновы квартиры.
Карикатура А.Г. Венецианова.
«Хлебосольство - отличительная черта в характере народа русского». Карикатура И.А. Иванова.

 

«Хлебосольство — отличительная черта в характере народа русского».
Карикатура И.А. Иванова.
«Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа под именем своего шталмейстера с ощипанным орлом и ознобленным Мамелюком». Карикатура И. И. Теребенева.

 

«Проезд высокого путешественника от Варшавы до Парижа под именем своего шталмейстера с ощипанным орлом и ознобленным Мамелюком».
Карикатура И.И. Теребенева.
Наполеонова пляска. Карикатура И.И. Теребенева.

 

Наполеонова пляска.
«Не удалось тебе нас переладить на свою погудку; попляши же, басурман, под нашу дудку».
Карикатура И.И. Теребенева.
Пастух и волк. Карикатура И.И. Теребенева.

 

Пастух и волк.
«Радуйтесь, пастухи добрые! Уже вы больше не потерпите недочета в ваших овечках: зверь обнаружен. Он был страшен только тем, которые не умели за него взяться. А я попросту, как в старину бывало, — приноровил, схватил и, как хочу, так теперь его и поворочу».
Карикатура И.И. Теребенева.
Французский парикмахер. Карикатура А.Г. Венецианова.

 

Французский парикмахер.
Карикатура А.Г. Венецианова.
«Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж». Карикатура И.И. Теребенева.

 

«Нос, привезенный Наполеоном с собой из России в Париж».
Наполеон: Вот какой нос приставили мне русские! Не знаю, как мне с ним показаться парижской публике! Нет ли средств укоротить его?
1. Докт.: Надобно его отрезать.
2. Докт.: В таком случае я не отвечаю за жизнь Его Вел.
Бертье: Не зачем его укорачивать; показывайтесь с ним смело парижанам. Мы напишем, что он у Вас вырос от ранних морозов и гололедицы.
Карикатура И.И. Теребенева.
Триумфальное прибытие в Париж Наполеона. Карикатура Венецианова.

 

Триумфальное прибытие в Париж Наполеона.
Карикатура Венецианова.
Угощение Наполеона в России. Карикатура И.И. Теребенева.

 

Угощение Наполеона в России.
«Свое добро тебе приелось!
Гостинцев русских захотелось?!
Вот сласти русские, поешь — не подавись!
Вот с перцем сбитенек, попей — не обожгись!»
Карикатура И.И. Теребенева.
Мыльные пузыри. Карикатура И.И. Теребенева.

 

Мыльные пузыри.
Карикатура И.И. Теребенева.
«Наполеон занимается прожектами снарядов для будущей кампании». Карикатура И.И. Теребенева.

 

«Наполеон занимается прожектами снарядов для будущей кампании».
Карикатура И.И. Теребенева.

 (699x452, 151Kb)

 

 (699x452, 152Kb)

 

 (699x452, 164Kb)

 (700x455, 143Kb)

 

 (699x445, 156Kb)

 (699x450, 145Kb)

 

 (699x441, 146Kb)

 (699x449, 141Kb)

 

 (700x447, 134Kb)

Французские гвардейцы под командой бабушки Спиридоновны. (Теребенев).

 

Французские гвардейцы под командой бабушки Спиридоновны.
(Теребенев).
Французы, испугавшиеся козы. (Подражание Теребеневу. «Сын Отечества», 1812, №9).

 

Французы, испугавшиеся козы.
(Подражание Теребеневу. «Сын Отечества», 1812, №9).
Наполеон в намерении своем уничтожить Пруссию - гриб съел. (И. Теребенев).

 

Наполеон в намерении своем уничтожить Пруссию — гриб съел.
(И. Теребенев).
Полезная операция.

 

Полезная операция.
Маршал: Я вам говорил, В. В., стригите ногти; больно велики выросли… Нет, не слушали, так вот и поневоле отрубят.
Наполеон: Ай, ай, ай, помилуйте! Оставьте мне хоть два, чем бы колупать.
(Венецианов).

 

(Венецианов).
(Венецианов).

 

(Венецианов).

«Смотр французским войскам на обратном походе через смоленск».
(Раскрашенная гравюра И. Теребенева. 1813 г.)
Наполеонова слава. (И. Теребенев).

 

Наполеонова слава.
«Попалась впросак! Русской солдат штыком снял с нее маску, Козак нагайкою все венцы ее лавровые отхлестал, а Вавила Мороз и огромную трубу ее заткнул снегом».
(И. Теребенев).
Консилиум. (Ив. Теребенев).

 

Консилиум.
Доктора: «Язык белехонек! (В наказание за то, что много лгал в бюллетенях.) Пульс едва бьется! (От чрезмерного кровопускания.) Голова в страшном жару! (От того, что не удались сумасбродные планы.)» Наполеон: «Надобно скорее убираться в Париж, видно, в России климат мне не благоприятствует»… («Сын От.», 1812 г., №10, стр. 182). (Ив. Теребенев).
(Ив. Теребенев).

 

Наполеон, посреди приближенных своих маршалов и принцев, учит сына своего бегать. Сын: «Папенько, я устал». Наполеон: «Привыкай, сын мой, наука беганья нужнее для династии Наполеоновой нежели наука царствования». (Ив. Теребенев).
Карикатура И.И. Теребенева.

 

Наполеон: «Эдакого мученья я сроду не терпел! меня скоблют и жарят, как в аду». Ратник: «Отдувайся, коли сам полез в русскую баню; попотей хорошенько, а мы не устанем поддавать пару». Солдат: «Натрем тебе и затылок, и спину, и бока; будешь помнить легкую нашу руку». Казак: «Побреем тебя, погладим, молодцом поставим». (Теребенев).

Материал взят с сайта "Бородино 2012"

Прочитано 5797 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Верстка сайта