Первые люди на нашей земле

Автор  Сайт: Долина Беспуты, Домонгол

 

Первые люди на нашей земле

Когда здесь появились первые люди?

Ответить на этот вопрос не так просто, как кажется. Главным нашим помощником в поиске ответа станет наука археология. На основе находок археологов, порою очень незначительных, можно попытаться восстановить историю древнейших времен. 
Надо напомнить читателям, что древнейшая история человечества подразделяется на большие периоды. Это каменный век (состоящий из палеолита, мезолита, неолита), бронзовый век и железный век. Длились они тысячелетиями.
Обнаруженные на сегодняшний день следы появления первых людей в нашем крае относятся именно к верхнему (позднему) палеолиту. Это было 20-22 тысячи лет назад.
 
 

Каменные орудия верхнего палеолита

Два обломка каменных рубил эпохи позднего палеолита были найдены в окрестностях с. Ледово. На стоянке, в окрестностях деревни Пятница, найдены кремневые обломки нуклеусов, пластины и отщепы, происхождение которых археологи предположительно относят к периоду позднего палеолита. Следы кратковременных стоянок эпохи позднего палеолита, а точнее, отдельные орудия труда – куски кремня с искусственными сколами, пластины из него, были найдены на поверхности земли на огородах с. Колтово, на полях между речкой Мутенкой и ручьем Завальским.
 
Охотники на мамонтов. 
Наша территория в ту пору представляла собой приледниковую степь-тундру, обильно поросшую засохшей травой. Местами, в основном в оврагах, росли кустарник стланник, карликовая береза и сосна. Лето было короткое и жаркое, а зима – долгая и бесснежная, с морозами до 40 градусов. Территорию Каширского района прорезало огромное количество рек, ручьев. По ним текла вода из тающего летом ледника, располагавшегося к северу от Оки. Эти условия были идеальными для так называемой мамонтовой фауны, которая доминировала в позднем палеолите. Корма для стад мамонтов, лошадей и северных оленей в наших краях было в достатке. Основным родом занятий людей в ту пору была охота.
 
Охота на мамонта
Охота велась загонным методом – крупного зверя загоняли в ловушку и добивали метательными копьями с каменными наконечниками, забрасывали крупными камнями. Такой тип охоты вел к тому, что именно в ту пору начинает складываться коллектив родственников – род. Люди эпохи позднего охотились на северного оленя, диких лошадей, бизонов, зайцев, грызунов, песцов, птиц. Но, прежде всего, охотились на мамонта.
К сожалению, пока не удалось восстановить облик первых людей эпохи верхнего палеолита населявших наш край, но с достоверностью можно говорить, что это были кроманьонцы – европеоиды.
 
Когда вымерли мамонты...
Шло время, менялся климат. Примерно 15 тыс. лет назад началось глобальное потепление, и ледник стал таять. Зимы стали снежными. Снег покрыл степи и лишил крупных животных корма. Мамонты вымерли. Ледниковая эпоха заканчивалась. К концу подходила и эпоха позднего палеолита. Постепенно приледниковые степи начали покрываться лесами, в которых обитали уже новые животные. Объектом охоты вместо мамонтов, шерстистых носорогов и северных оленей стали лоси, кабаны, косули, бобры, зайцы и другие мелкие животные. Люди приспосабливались к новым условиям. Следы первобытных людей этого периода были обнаружены на территории современного Каширского района при раскопках у с. Колтово. Здесь, по мнению археолога В.В. Сидорова, 12-14 тыс. лет назад располагалась зимняя мастерская по изготовлению орудий труда из местного качественного кремня.
В эпоху мезолита изменяется техника раскалывания кремня, первобытный человек изобретает вкладышевые орудия, использует первое подобие лодки. Важнейшими достижениями мезолита стало изобретение лука и стрел и приручение животных. Эта эпоха характеризуется небольшими составными орудиями из кремня (микролиты, характерно использование техники микрорезца). Мезолит отмечен прогрессом в развитии общественных факторов: членораздельной речи, формировании общих норм и правил поведения, запретов и предписаний, которые закреплялись идеологически и становились частью традиций, религии и табу.
 
Древние Одиссеи
Все эти первобытные стоянки были, скорее всего, временными и содержат дошедшие до наших дней следы остановок небольших групп, путешествовавших по Оке. Древние «одиссеи» имели своей целью дальнюю охоту, поиск мест богатых рыбой или запасами хорошего кремня для производства орудий труда, а самое главное – присмотр жен из других мест. По мнению ученых, в то время огромные просторы от Прибалтики до Урала населяло всего несколько тысяч человек. Люди жили тогда сообща родами. Каждый мужчина должен был привести себе жену из другого рода, других мест (хотя первобытность не знала брачных отношений, и у каждого мужчины было несколько подруг, зачастую, жен братьев и побратимов). Юноши-охотники, как правило, пока не приводили со стороны невесту, не могли жить вместе со всем родом. Холостякам приходилось устраивать любовные экспедиции, а большой дорогой им служила Ока. Тихо прокрадывались они к стоянкам другого рода и долго выжидали момент для знакомства. Подобные экспедиции не всегда были безопасны, ведь отношения между родами зачастую были враждебными. Иногда холостяки выкрадывали себе невест (одно из толкований слова невеста значит неизвестная, то есть взятая откуда-то), но чаще дело решалось миром, путем обмена: кто-нибудь из братьев похищенной невесты брал себе в жены сестру похитителя. Приведя в свой род невесту, юноша переставал быть изгоем и становился братом всех мужчин рода. Для него заканчивалось время обучения и испытаний, а впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина-охотника, жизнь хозяина реки и прибрежных лесов. Так начинался неолит – новый каменный век.
Неолит охватывает VII-III тысячелетие до н.э. Период перехода от присваивающего труда (собирательство, охота) к производящему труду. В нашем крае неолит имел свою особенность. В отличие от племен востока, неолит в нашем крае не был связан с земледелием и скотоводством. Населявшие лесные зоны племена в период неолита стали оседлыми охотниками и рыболовами (субнеолитические культуры). Рыболовство становится основой хозяйства. Поэтому племена неолита теперь селились не на высоких берегах рек, а рядом с озерами, в которых было много рыбы. Поселения представляли собой несколько десятков компактно расположенных полуземлянок и наземных шалашей. На реках располагались временные стоянки рыбаков и охотников на птиц, сборщиков кремня для заготовок орудий труда и путешественников за невестами. 
Племена неолита, жившие в нашем крае, не знали скотоводства и земледелия. Поэтому развивались они медленно и не отличались передовыми технологиями. Не удивительно, что вскоре их вытеснили более развитые племена скотоводов. 
 
Первые скотоводы и земледельцы нашего края
На смену камню в наши края медленно, но верно приходила эра металла. В середине III-го тыс. до н. э., под давлением степных скотоводческих племен, люди фатьяновской культуры переселяются со среднего Днепра в северные леса, в междуречья Оки и Волги. Они легко вытеснили и ассимилировали местные отсталые племена охотников и рыболовов. Именно фатьяновцы в наших местах были первыми скотоводами. Их главное занятие – лесное подвижное свиноводство. На их стоянках археологи находят много костей домашних животных и новые, не характерные для племен мезолита, орудия труда. Жители наших мест в ту пору, кроме охоты, рыболовства и скотоводства занимались подсечно-огневым земледелием. Быстро истощая почву и пастбища, запасы рыбы и зверя, они переходили на новое место. Поэтому толщина культурного слоя, обнаруженная археологами в Каширском районе, невелика.
Реконструкция внешнего
облика
С рубежа VIII-VII веков до нашей эры в Европе начинается железный век. В наших краях наиболее отличительным признаком его начала являются не находки из железа, а начало эпохи городищ. Плотность населения возросла, к тому же люди стали иметь запасы, на которые могли позариться соседи. Отсюда появление городищ – укрепленных поселений, где жил весь род. Располагались они на речных мысах, на высоких речных террасах, иногда на островах, т.е. в местах, где природа сама ограждала сородичей от дикого зверя и лихих племен (берега реки Оки, идеально подходящие для подобных городищ, еще ждут археологов, которые, несомненно, найдут следы поселений раннего железного века в нашем родном крае). С той стороны, где ни вода, ни овраги не защищали поселение, чаще всего со стороны поля, люди стали насыпать небольшой вал и городить частокол, изгородь. Отсюда и пошло название городища. Мы не знаем, как называли себя люди, жившие в наших краях в железном веке, но ученые отнесли их к племенам дьяковской культуры (по первой находке на берегу Москвы-реки возле села Дьяково).
Реконструкция городища дьяковцев
Городища дьякова типа – это небольшие поселения. Зарвами и валами располагались жилища несколько углубленные в землю. В центре обычно помещался очаг. Судя по находкам, правая сторона жилища принадлежала мужчинам, левая – женщинам. Кроме жилищ, в поселке были общественные постройки – амбары, кузница, общий загон для скота, специальный дом для женских работ, иногда – особый «домик мертвых», где хранился в глиняных урнах прах сожженных покойников.
Как правило, в таком укрепленном послении жило несколько десятков человек. Каждое из них представляло собой патриархальное родовое гнездо, т.е. поселение людей, сообща владевших скотом, кузницей и разными запасами, сообща оберегавшими свои богатства от нападений соседей.
Ученый мир до сих пор спорит, к какому народу этнически отнести племена дьяковской культуры.
Одни относятих к предкам угро-финских народов, другие относят их к древним восточнославянским племенам, третьи говорят о смешении народов, живущих на одной территории (племен финнов, балтов и славян) и имеющих общие черты определенного типа хозяйства (занимающихся оседлым скотоводством лесной зоны). Опираясь на данные последних археологических изысканий, проводимых на территории нашего района, В.В. Сидоров полагает, что в Каширском крае, на памятниках отнесенных ранее к дьяковской культуре, мы наблюдаем процессы взаимопроникновения культур и ассимиляции.
 

МАтериал с сайта  Долина Беспуты

 

                                                                                      ***

 

Материалы с сайта Домонгол

 

Дьяковская культура(Археологические культуры)

Сообщение Zen 26 дек 2010, 14:17

Изображение
Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Московской, Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской и Смоленской областей.
Дьяковская культура, культура древних финно-угорских племён (предков известных по летописи Мери и Веси, а), обитавших в бассейне верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности во 2-й половине 1-го тысячелетия до н. э. и 1-й половины 1-го тысячелетия н. э. Некоторые учёные приписывают часть памятников дьяковцев к предкам балтов. На многих памятниках дьяковцев прослежены слои, свидетельствующие о продолжении её существования вплоть до летописного времени. Культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского, которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым.
Изображение
Характерные поселения дьяковцев — городища, расположенные по берегам рек на труднодоступных местах и укреплённые валами и рвами. С первых веков н. э. наряду с городищами возникают открытые не укрепленные поселения — селища. Жилищами служили прямоугольные (иногда круглые) полуземлянки и наземные постройки - общинные дома. Общественный строй — родовой. Население занималось скотоводством, мотыжным земледелием, охотой и рыболовством. С начала 1-го тысячелетия н. э. развивается обработка металлов. Изготовлялись железные серпы, топоры, стрелы, бронзовые украшения. Много орудий труда и украшений сделано из кости. Для дьяковцев характерны глиняные грузики "дьякова типа" и в слоях до 2 в. н. э. — керамика, украшенная так называемым "текстильным" ("сетчатым") орнаментом. Погребения дьяковцев не найдены, поскольку вероятно, применялось трупосожжение.
diak.jpg
 
East_europe_3-4cc.jpg
 
dyakovo-gorodische1.jpg


Изображение
Дьяково городище в Коломенском. Вид с Москва-реки.

Открытие культуры

Название культура получила по Дьякову городищу у села Дьяково (ныне в Москве, в черте музея-заповедника Коломенское)[4]. Его раскопки начались в 1864 году Д. Я. Самоквасовым и затем в 1889 году продолжены В. И. Сизовым. Общая характеристика культуры сформулирована в 1903 году А. А. Спицыным.

Этническая принадлежность и происхождение культуры

Носителей Дьяковской культуры обычно считают предками летописных Мери и Веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками Муромы, Мещеры и Эрзи. Обе культуры была потомками культуры тестильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую и остатки фатьяновской культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений.

***

 

Re: Дьяковская культура(Археологические культуры)

Сообщение Zen 26 дек 2010, 14:37

Хозяйство
Изображение
Жилища дьяковской культуры. Реконструкция.
Изображение
Реконструкция городища Березняки
Уже на первом этапе дьяковской культуры отмечено появление небольших наземных прямоугольных или квадратных срубных домов, которые на втором этапе (3 в. до н.э. – 2 в. н.э.) начинают преобладать, ещё более распространившись в последние века существования дьяковской культуры. Известным образцом позднедьяковского городища (3-5 вв. н.э.) являются Березняки под Рыбинском (Ярославская область). На нём находились 11 построек в два ряда, разделённых улицей длиной 10-12 м, с юга от которой было расположено 7 домов, с севера – 3. В середине находился дом размером 5х8 м, срубленный «в чашу». У него имелась двускатная крыша, а с западной стороны навес на столбах. В середине на земляном полу находился очаг из камней. Судя по большому размеру и отсутствию бытового инвентаря, это было общественное здание. Остальные постройки городища были срубными жилыми домами меньшего размера.
Изображение
Изображение
Изображение
Внутренний виды срубного дома

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, при чём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.

Значительную роль в хозяйстве играла также охота; поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё. Охотились на лося, оленя, медведя, кабана, косулю, тетерева, рябчика — ради мяса, а также на пушных зверей (прежде всего бобра, также куницу, лису, выдру), причём шкурки служили экспортным товаром. Для охоты на мелкого пушного зверя использовались специальные стрелы с тупым наконечником (чтобы не попортить шкурку).
Изображение
Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер. Существует мнение о его подсечно-огневом характере, но Д. А. Авдусин считает это невозможным, так как для подсечного земледелия необходимо большое количество топоров, топоры же на дьяковских городищах достаточно редки. Возделывались (мотыгами) в основном мысы и участки коренного берега, тогда как заливные и пойменные луга использовались под пастбища.

К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лен заняли уже значительное место в хозяйстве дьяковцев.
 
 
***
 

Re: Дьяковская культура(Археологические культуры)

Сообщение Zen 26 дек 2010, 14:58

Социальные отношения
Изображение
Женщина дьяковской культуры. Реконструкция.
Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя.

Жизнь в городищах
Изображение
Дьяково городище в Коломенском. Раскопки длинного дома.
Небольшие (1000-3000 кв.метров) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Городища воздвигались на высоких берегах рек; как правило для этого использовалось место, где в реку впадает другая речка или хотя бы есть овраг, образующие треугольный мыс; таким образом, дьяковское городище имело треугольную форму и с двух сторон было защищено от природы. Первоначально городища укреплялись слабо, только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. Примерно с IV в. до н. э. (время распространения железа и, видимо, увеличения богатств родов, провоцировавших грабительские набеги) — укрепления усиливаются. Городища обносят валами, а с напольной стороны, как правило, и двумя рядами валов со рвом между ними; Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов. На некоторых городищах, вместо частоколов устраивают бревенчатые стены, служившие одновременно хозяйственными и жилыми постройками. В городище проживало от 50 до 200 человек. По берегам рек городища довольно часты, но за пределами речных долин дьяковцы не жили, так что плотность населения в дьяковскую эпоху была низкой. Так, на всей территории современной Москвы известно 10 городищ, то есть на эту территорию площадью более 1000 кв.км. приходилось около 1000 человек (считая в среднем 100 человек на городище). Жители городища осваивали территорию примерно в радиусе 3 км от него, где у них были охотничьи угодья, пастбища, поля, впоследствии и селища, в том числе сезонные (места доек, полевые станы).

Материальная культура.
Изображение
Археологические памятники Дьяковской культуры

Для дьяковской культуры характерна так называемая «текстильная» лепная керамика, скифские украшения. В начале развития орудия бронзовые, потом они сменяются железными, цветные металлы используются на украшения. Но вообще металла было мало, видимо он дорого ценился, зато широко использовались орудия из кости, а на ранних этапах культуры ещё использовался и камень. Лишь к концу периода костяные орудия вполне вытесняются металлическими. Несомненно, большую роль в быту играли предметы из дерева, но они как правило не сохраняются. В Дьякове городище найдены, однако, деревянная ложка и дно берестяного туеса.
Специфичны для дьяковской культуры глиняные грузики неясного назначения. Они имеют конусовидную форму, с внутренним каналом, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Основания всегда фигурное, украшенное рубчиками. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками, свастиками, рисунками и т. д. Существует множество гипотез об их предназначении; иногда в них видят культовые предметы (вплоть до вместилищ душ умерших), но наиболее распространенная трактовка — как пряслиц или грузиков для вертикального ткацкого станка.
Изображение
Археологические памятники Дьяковской культуры(2)
В начале нашей эры в дьяковской культуре происходит качественный скачок. Он связан, возможно, с влиянием балтских племён и с тем фактом, что дьяковцы более активно включились в международный обмен, начав (как показывает костный материал) бить пушного зверя в промышленных масштабах. Так, с III в. прежнюю грубую текстильную керамику сменяет более совершенная чернолощеная (под балтским влиянием). Ассортимент костяных изделий резко сокращается, и под конец они вовсе исчезают; они вытесняются железом, в обработке которого дьяковские кузнецы достигли заметных успехов, так что под конец насчитывают уже 22 наименования изготовлявшихся ими железных изделий.
Изображение
Умбоновидное ажурное височное украшение, Дьяковская культура, I — IIв н.э. , бронза. Литье по восковой модели, медный сплав
Развивается ювелирное искусство, с того же III в. широко распространяются бронзовые украшения, появляются специфически дьяковские ювелирные изделия: бантиковидные нашивные бляшки, серьги с трапециевидными подвесками, украшенные парными шариками зерни, ажурные застежки-сюльгамы.
Изображение
Нашивная орнитоморфная бляшка. Литье по выплавляемой восковой модели, медный сплав. Дьяковская культура, I- II вв. н. э.
Любопытно, что на Кунцевском городище в Москве была найдена игрушечная льячка (ложечка для залива металла). В качестве предметов экспорта, поступавших в обмен на меха, распространялись в частности римские стеклянные бусы, а на Троицком городище была найдена римская фибула I в. н. э. с надписью «avcissa» — самая северная из находок такого рода. Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, впоследствии сарматов, которые вообще оказали определенное влияние на дьяковскую культуру, в частности своим «звериным» орнаментом; костяные дьяковские стрелы представляют по форме подражание скифским бронзовым.
 
 
***

 

Re: Дьяковская культура(Археологические культуры)

Сообщение Zen 26 дек 2010, 15:08

Духовная культура
Изображение
Домик смерти

Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в т. н. «домиках мёртвых». Так как похороны совершались вдали от городищ, дьяковские захоронения долгое время не были известны; впоследствии нашли два захоронения, по каким-то причинам устроенные в самом городище: в Березняках на реке Волге, близ Рыбинска (Ярославская область), и близ Саввино-Сторожевского монастыря под Звенигородом (Московская область). В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) полуземлянки, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений». «Домики мертвых» находят также в Вологодской области, культура которой тесно связана с дьяковской, при чём там этот обряд появляется наряду с более ранними грунтовыми погребениями. Существует предположения, что такие «домики смерти», находимые в лесной глуши не многочисленными славянскими поселенцами, послужили основой для устрашающей сказочной избушки Бабы Яги на курьих ножках.
Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного, и они плохо поддаются истолкованию. Это миниатюрные глиняные зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных, несущие отпечаток влияния скифского «звериного стиля». Явно предметами культа служили глиняные женские статуэтки; среди характерных признаков дьяковского искусства отмечаются также символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками — так называемыми «пляшущими человечками», среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками.
А. Н. Башенькин особо отмечает изображения медведя и утки, сравнивая с данными этнографии, согласно которой оба животных служили особым предметом поклонения угро-финнов: медведь как «хозяин леса», утка — как прародительница всего сущего, снесшая Мировое яйцо. Кроме того, у финнов считалось, что птица уносит душу умершего, с чем тот же автор связывает находимые в «домиках мертвых» подвески в виде летящей птицы.
Именно в дьяковской культуре могло происходить доказанное данными лингвистики влияние балтской мифологии на эрзянскую в образах громовика Пурьгинэ-паза.

Физический облик дьяковцев
Изображение
Реконструкция внешнего облика мокшанки.
Антропологический облик дьяковцев неясен, так как несколько разрозненных обгоревших костей, дошедших из двух погребений, не могут дать на этот счет определенных указаний. Теоретически, можно было бы ожидать смешения европеоидных и монголоидных черт, характерных для древних и современных финно-угорских народов (Восточно-Балтийская раса по Гюнтеру). В частности, академик Т.Алексеева отмечает монголоидную примесь в черепах позднейшего славянского населения региона — вятичей и поволжских кривичей, в основу антропологического типа которых, по её мнению, лег в результате ассимиляции дославянский тип. При этом вятичей она определяет как людей грациального сложения, невысокого роста, узколицых долихокефалов; они имели плоские скулы и мало вступающий нос, и по антропологическому типу практически не отличались от мордвы-эрзя. А. С. Сыроватко и А. Я. Елистратов попытались восстановить физический облик дьяковцев по отпечаткам пальцев на керамике, используя методику, принятую в криминалистике. В результате они пришли к выводу, что дьяковцы были людьми грационального телосложения: худощавыми и невысокого роста.

Упадок и исчезновение дьяковской культуры

С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается.
Согласно традиционному взгляду, в IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, хотя археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, лингвистические данные (частая финская гидронимика и топонимика, например, название Яуза, Яхрома, Талдом, Москва) свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Это заставляет гипотетически продлевать существование культуры до Х века, предполагая, что славяне широко взаимодействовали с финским населением и, а в поздний период Московии ассимилировали его. Однако, в последнее время устанавливается взгляд на более раннее проникновение славян в поволжский регион (с конца IV—V в., предположительно под влиянием гуннского нашествия). Академик В. В. Седов называет это «первой волной славянского переселения»; её свидетельствами являются височные кольца, близкие позднейшим кольцам кривичей, находимые в частности в позднедьяковских слоях. Это обстоятельство проливает новый свет на проблему. Современные авторы уже выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI—IX вв. как метисную финско-славянскую.

Впоследствии «Повесть временных лет», описывая ситуацию в конце I тысячелетия, отмечает Мерю — в районе Ростова,Весь — на Белоозере, Мурому — в Муроме.
Источники
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1% ... 1%80%D0%B0
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0% ... _3-4cc.png
http://forum-new.membrana.ru/forum/hist ... rent=83400
http://community.livejournal.com/oldrus/142767.html
http://forum.molgen.org/index.php/topic,319.45.html
http://merjamaa.ucoz.ru/load/djakovskaj ... i/6-1-0-14

 

 

 

 

Прочитано 5009 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Верстка сайта