Загадочные мощинцы

Автор  Алексей Калакин

   
       

           
               
                       
       
           
                                        Украшения из Мощинского клада.
В одном из недавних номеров «Вести-неделя» мы начали рассказ о населении Калужского края в эпоху раннего железного века. Продолжаем повествование. Сегодняшние наши герои - племена так называемых мощинцев, обитавшие на территории области в IV-VII веках новой эры.

Странное название

Свое название мощинская археологическая культура получила по городищу, расположенного у деревни Мощины Мосальского района. Раскапывая его в конце XIX века, местный краевед и историк Николай Булычев, наверное, и не подозревал, что открывает памятник, по древностям которого будут определять целую археологическую культуру. А началось все с находки огромного клада серебряных и бронзовых украшений. Ныне он известен как знаменитый Мощинский клад и хранится в Государственном историческом музее.

Вскоре находки, аналогичные некоторым предметам клада, были обнаружены и на других древних поселениях верхнеокского бассейна, что дало основание объединить эти памятники в единую группу. Так была открыта мощинская культура, распространившаяся на нынешней территории Калужской, отчасти Тульской и Брянской областей, а также южного Подмосковья.

О чём рассказал древний клад, или Как мощинцев чуть не записали в аланы

Клад, найденный Булычевым, был впервые продемонстрирован в Москве в 1890 году, сразу же вызвав бурное обсуждение, в том числе и у иностранных специалистов. Поначалу жителей городища Мощины, которые оставили сокровища, чуть было не отнесли к потомкам древних египтян, посчитав найденные изделия весьма схожими с египетскими. Другие специалисты долгое время считали мощинцев готским племенем. Третьи же вообще пытались связать их с аланами. Однако не очень правдоподобно, чтобы этот народ, проживавший в то время на территории современного Краснодарского края и в некоторых районах Кавказа, по каким-то причинам мог распространить свои поселения так далеко на север.

В настоящее время точно доказано, что мощинскую культуру сформировали не египтяне, а балты - потомки местного верхнеокского населения и переселенцы с верховий реки Десны.

Города и сёла

Жизнь мощинцев проходила в основном на тех же самых поселениях, что и у их предшественников - верхнеокцев. Конечно, одни поселения разрастались, другие, наоборот, приходили в запустение, появлялись и новые.

Развитие ремесел, рост благосостояния, а следовательно, и социального неравенства, увеличение численности населения заставляют мощинцев развивать оборонительное строительство. Валы городищ становятся выше, рвы - глубже. Валы делают высокими и очень крутыми. Теперь их не просто насыпают, как гору земли, но и укрепляют внутренним деревянным каркасом и прослойками камней.

Развитие сельского хозяйства способствует появлению и открытых, ничем не огороженных поселений – селищ. Как правило, они устраивались на пологих мысах берегов рек. Но нередко селища вплотную примыкали к городищам. По причине отсутствия жестких территориальных рамок в виде крепостных стен площадь селищ намного превосходила размеры городищ.

Жилища в поселениях, особенно на городищах, располагались очень плотно. Как правило, были вытянуты вдоль оборонительного вала, рядом же располагались хозяйственные постройки, мастерские и загоны для скота.

Типовая мощинская «квартира»

Домостроительство мощинских племен шагнуло далеко вперед в сравнении с предыдущим временем. Узнать об этом удалось благодаря изучению городища Мощины, Никола-Ленивца в Дзержинском районе да и многих других поселений.

Строили по-разному: и наземные апартаменты, и полуземлянки. Наземные сооружения были весьма велики, порядка три на шесть метров. Это были стоечно-балочные конструкции, межопорное пространство которых заполнялось плетнем, обмазанным глиной. Как ни странно, хотя и железный век с его острым топором был в самом разгаре, а леса верхней Оки огромны, мощинцы как-то еще не додумались строить дома из бревен. Помещение делилось перегородкой на жилую и хозяйственную части. Конечно, удобств было мало: не было стекла в окнах, до которого еще не додумались, обустройство отопления было совсем не на высоте. Обогревал свое жилище наш далекий предок без затей, просто разводя открытый огонь в углу или центре помещения.

Хозяйство сельское и не только

Ведущим занятием населения в то время стало земледелие. Об этом говорят находки сельскохозяйственного инвентаря, которых значительно больше, чем всех других изделий.

В это время совершенствуется форма серпа. Появляется много новых модификаций, что говорит о росте объемов сельхозработ и их разнообразии. Кроме того, находки такой обыденной, а для современного человека во многом и бесполезной вещи говорят о том, что земледелие в то время носило уже пашенный характер.

В это время додумываются и до изобретения косы, куда более производительной, чем серп. Толчком для такой модернизации послужил рост населения и как следствие необходимость получения больших урожаев, потянувшая за собой рост посевных площадей. Обходиться одним серпом уже было трудно. Увеличение размеров пашни подтверждает, как ни странно, практически полное отсутствие костей лошади на остатках древних мощинских поселений. Если ранее лошадей очень активно поедали, то с первых веков нашей эры это животное становится тягловым, на нем пашут, на нем передвигаются.

Развитие металлургии в то время достигает больших высот. Об этом говорит факт резкого уменьшения числа костяных изделий. Что совсем недавно вполне могло быть изготовлено из этого достаточно хрупкого материала, теперь стали делать из прочного железа. Обычной вещью теперь становятся кузнечные и металлургические производства. На городище Дешовки Козельского района, например, найден был целый такой комплекс. Тут обнаружены почти полностью сохранившийся железоплавильный горн, залежи шлака и большое количество разнообразных железных изделий.

Широкое развитие получает и керамическое производство. Население растет, а значит, оно больше ест. Возникает необходимость в большем количестве посуды и разнообразии ее форм. По-прежнему много грубо слепленных изделий с вкраплениями примесей. Но появляются и так называемые лощеные сосуды - миски, горшки, кувшины. Эта керамика куда более привлекательна на вид, но и более трудоемка в производстве. Лощение придавало немного высохшей глине удивительную гладкость, словно посуду покрыли лаком. Производилось оно с помощью отполированных брусков камня или кости.

Несмотря на такое разнообразие да и общий объем керамики, на территории области найден всего один довольно хорошо сохранившейся горн для ее обжига. Располагался он на все том же городище Мощины.

Загробный мир

Известны не только поселения, но и захоронения мощинской культуры. Погребальные памятники дошли до нас в виде курганов – земляных насыпей полусферической формы. Характерная черта этих насыпей, достигающих 3-5 метров в высоту и диаметра основания в 10-15 метров, - кольцевая оградка из камней или частокол у основания насыпи.

Почившего мощинца, как правило, не сразу захоранивали под такой внушительной насыпью, а предварительно кремировали. В последний путь его не сопровождали жены и наложницы, как это будет через несколько веков позже у славян. Тем не менее и не «с пустыми руками» отправлялся он в потусторонний мир. В погребениях найдены фрагменты оружия, орудий труда, посуды с остатками пищи, что говорит о том, что мощинцы основательно «запасались», уходя на тот свет.

Все это свидетельствует о вере наших предков в жизнь после смерти. К сожалению, на настоящий момент ученые не могут выяснить более конкретно, что это были за культы.

Как всё ушло, так хорошо начавшись

Не только о потустороннем мире мощинцев, но и об их вполне земной истории нам известно очень мало. В частности, до сих пор неясен вопрос, что же произошло с носителями этой культуры, на смену которым пришло славянское население. Наиболее поздние находки предметов мощинской культуры относятся к VI-VII векам. Первые же славяне, так называемые «ранние вятичи», приходят на нашу территорию только в конце первого тысячелетия, и, судя по оставленным ими памятникам, как бы на «пустое место». А вот куда подевались почти 200 лет в истории края - до сих пор тайна. О времени, прошедшем с исчезновения племен мощинской культуры и до прихода славянского населения, практически ничего не известно. По некоторым версиям, мощинские племена могли перекочевать на Верхний Дон или в нынешние Рязанские земли, однако объяснений тому, почему люди с таким развитым сельским хозяйством стали быстро и массово покидать обжитые места, пока нет.

По другим версиям последнего времени, мощинцы никуда вовсе не исчезали, а просто растворились среди «понаехавшего» славянского племени. Как проходило это смешение языков и племен и сколько оно длилось, если, конечно, имело место, пока говорить сложно.

Алексей Калакин
Прочитано 440 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Верстка сайта