Поход за красотой, историей и флюоритами

Автор 

Можайское Историческое Общество предлагает  проект туристического маршрута, описание которого мы помещаем на сайте.

Использование данного материала только с разрешения автора.

 

 

 

Поход за красотой, историей и флюоритами

Протяженность маршрута около 10 км. Но из-за трудностей его прохода время потребуется до 4-5 часов.

Маршрут начинается в пяти километрах на юго-запад от города Вереи, в селе Каменка (точка 1).Из села направляемся вдоль течения реки Ратовки, которая через километр пути значительно углубляет свое русло и течет по живописному заросшему густым лесом каньону. Высота бортов каньона достигает двадцати метров, и сложены они из известняковых отложений каменноугольного периода.

Ратовский овраг. Фото начала XX века.

Места здесь труднопроходимые –   переплетение кустарников, рухнувшие мощные деревья, густые ельники и заросли трав в рост человека. Но попадая в эти, почти таежные дебри, воочию представляешь себе, как могла выглядеть подмосковная земля несколько веков назад. Впечатление усиливается тем, что к Ратовке выходят звериные тропы –лоси, кабаны и косули спускаются сюда на водопой, оставляя многочисленные следы.

Ратовка в этом месте имеет горный режим – перекаты, небольшие водопады, покрытое галькой дно.

В Верейском краеведческом музее имеется небольшая подборка каменных топоров и тесел из коллекции   краеведа Сергея Александровича Поспелова. Эти каменные орудия найдены им на берегах Ратовки, но конкретное место находок не известно. Их относят к дьяковской культуре, но, возможно, это более ранний период – фатьяновская культура. Каменные топоры, как предполагают некоторые археологи, в хозяйственных нуждах не использовались, а являлись некими ритуальными предметами.

С.А. Поспелов

В XV-XVI вв. здесь добывали известняк для строительства Вереи и Борисова городка. До сих пор еще можно видеть места, где ломали камень.

Но не только первозданной дикой красотой знаменит Ратовский овраг – он знаменит и тем, что   является подлинным геологическим памятником.

В 1806г. в Ратовском овраге   молодой профессор Московского университета Григорий Иванович Фишер-Фон Вальдгейм обнаружил среди отложений каменноугольного периода минерал нежно-сиреневого цвета - землистую разновидность флюорита, названную по имени речки  «ратовкитом». Это разновидность плавикового шпата флюорита, минерала фтора - фтористый кальций землистого сложения, используемый широко в ряде отраслей промышленности (оптическая, химическая, металлургическая и др.) Кроме того, это удивительно красивый минерал: древние рудокопы его называли рудным цветком. Флюорит дублировал различные драгоценные камни: ТОПАЗ, РУБИН, САПФИР, АМЕТИСТ и др. Нечестные ювелиры нередко гранили эти разноцветные камушки и продавали за другие, драгоценные, а между собой называли их: фальш-рубин, фальш- изумруд, фальш- аметист. Из него изготавливали вазы и другие камнерезные изделия. В основном на это шли голубые и пурпурные полосчатые разновидности из Дербишира (Англия), названные «Блу Джон». Эти изделия украшают многие минералогические музеи мира.

Г.И. Фишер-Фон Вальдгейм (1771-1853)

В довольно большом списке названий минералов ратовкит - единственный, обязанный своим названием Подмосковью. В Московской области Ратовский овраг единственное место, где он был найден в очень незначительном количестве. Он встречается здесь в известняках в виде небольших выделений фиолетовой окраски. Находки флюоритовой минерализации кроме Ратовского оврага известны в обрывах р.Оки, вблизи р.Озеры, Серебряно-Прудском районе и др.

Так выглядят кристаллы флюорита

Через четыре километра выходим к дороге Верея-Можайск, пересекающей Ратовский овраг (точка 2). В этом месте привал и отдых. В октябре 1812 года французская армия, отступая от Малоярославца, проходила   именно этой дорогой и в этом месте переправлялась через Ратовку. 16 октября этой дорогой проследовал в Можайск Наполеон.

Желающие могут осмотреть расположенное вблизи небольшое заброшенное старообрядческое кладбище, на котором до сих пор сохранились каменные надгробия XVIII-XIX вв, в том числе и надгробия верейских купцов Ивана Егоровича Хомутинникова (1831-1901), Степана Алексеевича Глушкова,  Мартьянова - попечителей старообрядческого храма и крупных благотворителей. Фамилий с этого кладбища в Русском провинциальном некрополе (издания 1914 г.) нет. Хорошо было бы переписать эти имена и сохранить их для потомков.

От места привала маршрут продолжается далее по каньону.

При выходе из каньона Ратовка превращается в обыкновенную подмосковную речушку с заросшими кустарником и ивами берегами. Эти места из-за обилия осин облюбовали бобры и регулярно возводят здесь свои плотины, подтопляя речную пойму.

Выходим на слияние рек Ратовки и Протвы (точка 3).

Протва интересна своими живописными местами и своей историей. Некогда здесь жил таинственный народ голядь, чье происхождение теряется в веках. Этот народ оставил после себя слишком мало следов, чтобы уверенно судить о его культуре и этнических корнях.

Возможно, что голядь пришла сюда с берегов Балтийского моря, вытесненная тевтонами. Там это племя называли галиндами, и размещались они на южном побережье Балтийского моря на территории современной Польши.

Но Карамзин относил голядей к немецким племенам. Тогда их надо отождествлять с готами – объединением восточных германских племен, которые в первые века нашей эры массово двинулись из Скандинавии на юг и дошли до берегов Черного моря, создав могучее Готское государство. Римский историк готского происхождения Иордан в своем труде «Гетика» (написан в 551г.н.э.), посвященном готам, упоминает о том, что готы двигались на юг очень неторопливо.   Сменилось пять их племенных вождей (конунгов), прежде чем они дошли до берегов Черного моря . Видимо, готы надолго останавливались на одном месте, строили укрепленные поселения, занимались охотой, рыболовством и сельским хозяйством, и спустя несколько лет (а может быть, и десятков лет) оставляли эти места и вновь передвигались к югу.

В норвежской «Саге об Инглингах» говориться о том, что в древности на север от Черного моря до Балтики, и от Днестра  до Урала лежали земли Великой Швеции. Видимо, под Великой Швецией надо понимать Готское государство. Если это так, то остается только поражаться неуемной энергии готов, подчинивших своему влиянию огромную часть   европейской части континента. Поэтому предположение Карамзина о том, что голядь является одним из готских племен, не столь уж и беспочвенно – уж слишком чуждым был этот народ в славянском мире. Вполне возможно, что голядь могла быть одним из готских племен, ушедших далеко на восток и осевших по реке Протве.

Некоторые историки предполагают, что племя голядь под именем Сoldas названо в сочинении Иордана «Гетика», на что впервые обратил внимание А.Л.Погодин . Этот этноним упомянут Иорданом среди названий ряда других восточноевропейских племен без указания их географического размещения.

Голядь была окончательно покорена русскими князьями в 1147 году, и после этого в летописях уже не упоминалась.

Готский вождь. Мозаика из Большого императорского дворца в Константинополе.

Мозаика из того же императорского дворца. Возможно, это изображение еще одного гота.

Так археологи определяют область расселения голяди

В 25 км от Вереи, вверх по течению Протвы, рядом с деревней Гальчино находится интересное городище, получившие название Гальчинское. До сих пор оно, практически, не исследовано. Первые раскопки на Гальчинском городище проводились в 1998 г., но на очень незначительной площади, поэтому судить о том, кто там жил и когда – весьма затруднительно. Но, скорее всего, это одно из поселений голяди, на месте которого впоследствии было построено славянское укрепление, существовавшее до XV века. Возможно, это была одна из пограничных крепостей Московского княжества. Вызывает интерес и топоним Гальчино, который слишком нетипичен для данных мест. Не исключено, что это название принесли переселенцы из Галича – западного княжества Киевской Руси. Поселение с таким же названием есть и в Костромской области. Есть город Галич на Западной Украине. Возможно, это говорит о том, что после уничтожения голяди на этих местах поселились выходцы из западных княжеств. Возможно, пришли они сюда с галицким князем Иваном Ростиславичем, известным в нашей истории под прозвищем Берладник. Иван Ростиславич участвовал со своей дружиной в походе князя Святослава Ольговича на голядь.

После победы над голядью, Святослав Ольгович 4 апреля 1147 года встречается со своим союзником Владимирским князем Юрием Долгоруким в Москве, где они пировали и обменивались подарками.

Князь Юрий Долгорукий в Москве

Голядь жила в окружении славянского племени вятичей или в близком соседстве с ними.

Вятичская земля занимала совершенно особое место на политической карте Руси XI-XII веков. Согласно записанному в "Повести временных лет" преданию, вятичи (равно как и радимичи) пришли на свои земли откуда-то с запада, "от ляхов", - то есть иным путем, нежели остальные восточные славяне. Жившие в верхнем и среднем течении Оки и ее притоков (на территории нынешних Калужской, Брянской, Орловской, Тульской и Московской областей), вятичи позднее остальных восточнославянских племен вошли в состав Древнерусского государства и дольше сопротивлялись власти киевских и иных князей. Пожалуй, ни одно другое восточнославянское племя не причиняло столько хлопот правителям Руси.

В конце XI   века князь Владимир Мономах воевал с вятическим князем Ходотой и его сыном, но особых успехов не добился. В своем знаменитом "Поучении детям" он вспоминал о том, как две зимы подряд "в вятичи" ходил: "на Ходоту и на сына его", "и к Корьдну ходил первую зиму".

Корьдна – это, по предположению ученых, один из городов вятичей, но   точное местоположение его не известно. По мнению Б.А. Рыбакова Корьдно был главным городом вятичей и отождествляется им с селом Корно Мосальского района Калужской области. А Мосальск находится совсем близко от Вереи – всего в 120 км.

Возможно, в летописи вкралась ошибка при многочисленных переписках, и название города следует читать как   Кородня или Городня. В этом случае локализация Корьдно затруднительна, поскольку топонимов, в основе которых корень ГОР (город, городище), – в европейской части России великое множество.



Территория расселения вятичей



Вятичи в сражении

О вятичах в летописи записано следующее:

"...Радимичи, и вятичи, и север (северяне. - А. К.) один обычай имели: жили в лесу, подобно всякому зверю, ели всё нечистое и срамословили пред отцами и пред снохами; и браков у них не бывало, но игрища между селами устраивали, и сходились на игрища: на плясанье и на всякие бесовские игрища, и тут умыкали жен себе, с какой кто сговорится; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, творили тризну над ним, и затем делали большую колоду, и клали на колоду мертвеца, и сжигали, и затем, собрав кости, клали их в небольшой сосуд и ставили на столпе на дорогах, что творят вятичи и ныне. Этого же обычая держались кривичи и прочие поганые (то есть язычники. – В.К.), не ведущие закона Божия, но сами себе творящие закон"

На севере соседями голяди были кривичи.

Через сто лет, в XIII веке, народ, обитавший в этих местах, в русских летописях стал именоваться литовцами. Можно предположить, что и голядь была родственна литовским племенам. Против подмосковных литовцев, которые вели упорную борьбу за свою самобытность и свободу, Владимирские князья предпринимали много военных походов.   В 1248 году в одном из таких походов погиб в битве на Протве князь Михаил Храбрый, младший брат Александра Невского.

Михаил Ярославич Храбрый 1229-1248.

Окончательно сопротивление литовцев было сломлено лишь в XIV-XV веках. Но следы этого народа еще долго сохранялись среди местных жителей. В середине XIX века Владимир Даль отмечал разительные отличия в языке жителей Можайского, Волоколамского и Рузского уездов от жителей остальных уездом Московской губернии.

Здесь же на Протве некогда располагались обширные вотчины князя Владимира Ивановича Старицкого, двоюродного брата царя Ивана Грозного. Старицкому принадлежали   Верея и Вышгород, в котором находился двор   князя. Царь Иван Грозный часто наведывался в Вышгород и охотился здесь.

Ивану IY настолько нравился Вышгород с окрестностями, что он будто бы выменял этот город у своего двоюродного брата на дворцовый город Дмитров,

Спустя несколько лет, Грозный, подозревая, что бояре хотят поставить царем Владимира, повелел умертвить своего брата и его детей.

Владимир Старицкий

Потом эти земли перешли боярину, а впоследствии и царю, Борису Годунову. Некоторые историки утверждают, что Годунов хотел перенести столицу Московского государства на Протву. Привлекали его эти места не только своей живописностью, но и тем, что здесь было много известняка – основного строительного камня того времени.

Царь Борис Годунов

В 1751 г. эти земли, получившие название дворцовой Вышегородской волости Верейского уезда, по Указу императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы за верную службу в вечное и потомственное владение графу Александру Ивановичу Шувалову — главе Тайной канцелярии Российской Империи.

Граф Александр Иванович Шувалов 1710-1771.

О происхождении названия реки Протвы

Ученые выдвинули две основные версии происхождения названия реки: славянскую и балтскую. Но, скорее всего, название реке дали угро-финские племена, жившие здесь еще до прихода славян и балтов. В русских летописях река упоминается довольно поздно – первый раз в записи за 1147 год. Тогда ее название звучало как ПОРОТВА. По-мордовски, парат-ава значит хорошая девушка, добрая. Это говорит о том, что угро-финские племена, проживавшие в этих местах, говорили на мордовском языке.

Достаточно ознакомиться с названиями притоков Протвы, чтобы даже на слух почувствовать, что они имеют не славянское и не балтское звучание:

Притоки (км от устья)

18 км: река Боровна (лв)

24 км: река Роженка (лв)

43 км: река Ича (пр)

46 км: река Аложа (лв)

66 км: река Угодка (лв)

72 км: река Дырочная (лв)

82 км: река Лужа (пр)

119 км: река Истерьма (лв)

130 км: река Боринка (лв)

137 км: река Исьма (лв)

151 км: река Межиха (пр)

154 км: река Руть (пр)

204 км: река Мжут (лв)

243 км: река Берега (пр)

244 км: река Карженка (лв)

255 км: река Песочная (пр)

266 км: река Протовка (пр)

Не исключено, что угро-финны многие из этих названий заимствовали у народов, которые проживали здесь ранее.

Далее идем 2 км вдоль Протвы до города Вереи (точка 4). В Верее осмотр достопримечательностей города: валы древней крепости, памятник герою освобождения Вереи в 1812 г. генералу С.И. Дорохову, собор и церкви   города.

В Верее после 1917 года недолгое время жил генерал Алексей Ермолаевич Эверт, командующий Западным фронтом русской армии во время Первой мировой войны. По некоторым данным, он прожил здесь до 1926 года. По другим данным, он был расстрелян или Верейской, или Можайской ЧК в 1918 году.

Кандидат исторических наук и автор большого количества книг по истории Первой мировой войны, М.В.Оськин, объединил эти две версии в своей статье, посвященной Эверту (журнал «Вопросы истории» №5 2014г.). Версия М.В. Оськина следующая: в 1918 г. Эверт был арестован ЧК в Смоленске, но потом его отпустили, и он жил в Верее, занимаясь пчеловодством, где и умер 10 мая 1926 года.

Думаю, что Эверт вряд ли дожил до 1926 года. В 1918 г. по Московской и другим губерниям России прокатилась волна восстаний против советской власти, и большевистские карательные органы стремились убрать всех, кто эти восстания мог поддерживать своим авторитетом и военными знаниями.

Чтобы иметь представление о том, какова была в то время обстановка в Верее и Можайске, приведу сводку ВЧК за ноябрь 1918 года:

Москва. 13 ноября. В Верейском у. открыт заговор белогвардейцев. Рузанская и Смольянская вол. заняты восставшими. Город охраняется Старо-Фоминским отрядом. В Берсеневскую вол. Наро-Фоминского у. направляются белогвардейцы в количестве 400 человек. Наши четыре разведчика пропали без вести. Берсеневскому волостному Совдепу приказано сдаться без боя. Больше сведений не поступало.

 Гжатск. 17 ноября. В уезде восстание кулаков. Можайск. 17 ноября. Путь у Гжатска разобран. Телеграфная и телефонная связь прерваны. К мятежникам присоединился Гжатский полк. Часть мятежников двигаются на Можайск для объединения с повстанцами Можайского у.

...Дравино. 18 ноября. Гжатск в руках белогвардейцев. Белогвар­дейская разведка разъезжает по уезду, собирает взбунтовавшихся крестьян. Больше сведений о Гжатске нет.

ИЗВЕСТИЯ Можайского Совета Крестьянских и Рабочих Депутатов

1918 г.

По постановлению Можайской Чрезвычайной Комиссии за контр-революционную деятельность раз-стреляны: доктор Сазыкин за хранение оружия; священник Тихомиров за возбуждение крестьян к выступлениям против Советов; Плохово –бывший полицейский надзиратель; Русанов – бывший земский начальник, Тихомиров и Никулин - провокаторы царской охранки, бывшие чиновники.

А.Е.Эверт 1857-1918(?)

Эверт был слишком заметной и слишком авторитетной личностью, и к нему, несомненно, обращались восставшие с предложениями возглавить вооруженное сопротивление. Поэтому ЧК и ликвидировала его. Поиски места захоронения генерала – одна из важных задач верейского краеведения.

Я склоняюсь к мысли, что Эверт был расстрелян все же в Верее. Именно в Верейском уезде находилось поместье Эвертов- село Смолино. Видимо, сюда он и приехал после отставки в 1917 году. В «Русском провинциальном некрополе» (1914 года) есть две записи об отце и матери генерала:

Эвертъ Ермолай Ивановичъ, † 14 апрѣля 1869. «Незабвенному другу и отцу отъ жены и дѣтей» (С. Смоленское Верейск. у.). *

*Сейчас это село Смолино в 15 км на восток от Вереи. До революции, как следует из приведенной записи, более распространенным был иной вариант названия этого села – Смолинское или Смоленское. Видимо, схожесть в звучании со Смоленском и породило версию, что Эверт был расстрелян в Смоленске.

Эвертъ Софiя Ивановна, р. 15 ноября 1818 † 1 апрѣля 1891, Съ зятемъ П. В. Марченко (С. Шапкино Верейск. у.).*

Жена Эверта – Надежда Игнатьевна Познанская 1867 г.р.

*Шапкино находится в 9 км восточнее Смолина, или в 25 км от Вереи.

В 1852 году Шапкино принадлежало помещикам Фришам:

Шапкино,  село 2-го стана,  

Владелец  ФришъНиколая  Матв.,  Поруч.,  

крестьян  102  души  м.  п.,  91  ж.,   1  церкоь,  23  дворов,   85  верст  от  столицы,  24  от  уездного гор.,  на  проселочной  дороге.

Источник: «Указатель селений и жителей уездов Московской губернии»

м о с к в а

Въ ТИПОГРАФІИ Вьдомост. Москов. ГОРОД. ПОЛИІЦІИ.1852.

( сейчас это село находится в Наро-фоминском районе МО)

 

Прочитано 134 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Верстка сайта