Стекло Фомы Мальцова

 

Статья Долгих Е. из журнала "Антиквариат"

 

В последние годы на антикварном рынке стекло 18 века встречается нечасто. Тем не менее, иногда появляются редкие замечательные вещи, созданные как на Петербургском (впоследствии - Императорском) , так и на частных фабриках. Отличить стекло столичного производства от стекла провинциального , в общем, не трудно. Но разобраться в происхождении стекольных изделий , относящихся к купеческим мануфактурам , не так просто. Расположенные в центральных областях России, поближе к первопрестольной столице, они, в основном, поставляли продукцию на московский рынок.

К наиболее известным купеческим стеклянным фабрикам 18 века относятся производства семейств Мальцовых ( основано в 1723) и немчиновых ( основано в 1740-х). Провинциальное бесцветное стекло , так называемый поташной хрусталь, украшенный гравировкой, разивалось в стилистическом русле барокко и роккоко. На его облик повлияло, преимущественно , петербургское стекло, но были и другие источники, под воздействием которых формировался тип провинциальных гравированных кубков. К таким источникам относится деятельность выписанных из-за границы мастеров стекольного дела, которые обучали русских фабричных рабочих культуре выдувания и художественной разделке стекла в соответствии со всеми региональными и художественными школами.

Сравнивая центрально-европейское и русское провинциальное стекло первой половины 18 века, можно достаточно точно определенно сказать , откуда был приглашен на русскую фабрику тот или иной европейский выдувальщик или гравер. Например , на Ямбургском, Жабинском и впоследствии Петербургском заводах преобладали северобогемские, саксонские , саксонские и отчасти тюрингские школы. На купеческом заводе Немчиновых , судя по изысканному характеру форм и декора, обучал русских мастеров выходец из Силезии. Тип мальцовского стекла явно складывался под влиянием саксонских и северобогемских традиций.

К середине 18 века русские мастера выработали собственный художественный почерк, сложилась национальная культура стеклоделия - достаточно своеобразная. Русский поташний хрусталь 1740-1750годов отличался от европейского оригинальной трактовкой форм и декорирования, свободой композиционных решений гравированного рисунка, разнообразием тематики и орнамента.

В 1759-х годах на крупные частные мануфактуры поступают заказы императорского двора на изготовление питейных форм- рюмок, "достаканов", "керафинов", "фьялочек" и т.д. с петербургских образцов.

К основным таким предприятиям относятся Мальцовский завод в Можайском уезде ( в пустоши Ширяево) и Дорогобужская фабрика Петра Немчинова (под Смоленском). Петербургское стекло , взятое за образцы , значительно повлияло на продукцию частных производств середины 18 века. Эти заказы способствовали соединению столичных и провинциальных традиций и определили характер мальцовского и немчиновского хрусталя в 1760-1770 годах.

Сегодня с большой долей вероятности мы можем определить продукцию Мальцовых, Немчиновых, Петра Нечаева (Рыбная слобода) , Бахметьевых, Орловых. В этом помогает изучение архивных материалов, сохранившихся надписей-посвящений, редких маркировок, а также метод сопоставления и художественный анализ. Интересно рассмотреть стекло одной малоизвестной частной фабрики , которая принадлежала представителю многочисленного семейства Мальцовых -Фоме Васильевичу, двоюродному брату известных совладельцев Можайской фабрики Александру и Акиму Мальцовых.

... В 1723 году оборотистые купцы на паях основали на пустоши Ширяево в Можайском уезде стекольную фабрику. Вскоре она перешла во владение "гостиной сотни города Ряжска торгового человека" Василия Мальцова. Уже в 1730-е годы фабрика славится поташным хрусталем, украшенным гравированным рисунком. С 1746 года Можайской и вновь заведенной в сельце Новом управляют сыновья Василий - Аким и Александр. Быстрый рост производства стекольных фабрик был приостановлен указом от 1747 года , запрещающим строить стекольные заводы в радиусе двухсот верст от Москвы "Для многаго в них лесу употребления". Таким образом, этот правительственный документ повлиял на дальнейшее территориальное размещение отечественных стекольных заводов.

В 1754 году меньшую часть Можайских фабрик Александр Мальцов перенес в село Рудутино Трубчевского уезда в пятистах верстах от Москвы. Позже , в 1755-1756 годах Аким Мальцов переместил остальное производство в сельцо Микулино Владимирского уезда, на купленную землю. Расположение этой фабрики оказалось более выгодным, чем Трубчевской, и расстояние до Москвы вдвое меньше -230 верст. Впоследствии эта фабрика превратилась в знаменитый Гусь-Хрустальный завод.

Во второй половине 18 века наследники Акима Мальцова основали ряд мелких стекольных заводов , расположенных неподалеку от крупной Гусевской фабрики , а к концу столетия Владимирская губерния становится центром отечественной стекольной промышленности.

Фоме Васильевичу повезло меньше , чем наследникам Акима Мальцова. Фома был сыном Василия Мальцова-меньшого , родного брата основателя Можайской фабрики Василия Мальцова-большего.В русских семьях встречается подобное повторение имен. Место и время рождения Фомы Васильевича неизвестно. Умер он в 1812 году. Неясно также , в каком возрасте он был взят приказчиком на Можайскую "содержателей Александра и Акима Мальцовых". В документах от 1757 года Фома назван двоюродным братом Акима Мальцова - старший, Александр, к этому времени уже умер.

Поскольку фабрика , которой владел Аким , была переведена во Владимирский уезд, то Фому Мальцова с 1756 года следует считать приказчиком Гусевской "Хрустальной и стеклянной фабрики". Наряду с этим в некоторых документах до 1765 года Фома называется "орловским купцом". Вероятно , сразу же после перемещения Можайских производств Фома начинает хлопотать о заведении собственной фабрики . Из опубликованных документов известно , что в 1760 году он получил разрешение Сената завести фабрику и купить к ней 50 крестьян без земли (вместо двухсот , о которых просил ) для обучению стекольному делу , а для работы нанимать вольных мастеров. Вопрос о расположении первой фабрики Фомы Мальцова не ясен . В доношении 1765 года указано, что фабрика находится "во Владимирской уезде от города в семидесяти верстах" . Из архивных документов начала 19 века выясняется, что фабрика построена на реке Ястребе, на границе трех округ- Меленковской, Муромской и Сугодской. Будучи человеком предприимчивым , Фома Мальцов "подбирает" земли окрестных помещиков - пустоши Носово, Лопатино, Бородулино, Зевякино, занимает казенные пустоши и сводит на них лес, который был необходимо для стекольного производства.

В начале деятельности Сугодской фабрики на реке Ястребе Фома Мальцов живет "в Москве в доме своем и товар в продажу употребляет в Москве". Он постоянно ищет хороших мастеров для стекольной фабрики. С 1765 года в документах , подписанных в Мануфактур-коллегию , Фома называет себя "московским купцом". Скорее всего , на этой первой фабрике Фомы Мальцова был создан кубок с удивительно красивым ,"пышным", орнаментом, и своеобразно скомпонованным и сочно прорисованным. Форма кубка типична для продукции Можайской фабрики 1740-1750 годов, на которой Фома работал приказчиком. Достаточно аналогий и в орнаментальной декорации. На кубке использованы "мальцовские" элементы :рисунки цветов маргаритки и ромашки , обрамленные растительным побегом - "мальцовский ус", а также характерная мальцовская "птичка".

Наряду с этими традиционными орнаментальными элементами в декор включены затейливый рокайль и своеобразные "банты". От типично мальцовского стекла гравировка этого кубка отличается необычной композиционной свободой, что было характерно для стекла немчиновской фабрики. Известно , что в 1767 году Фома Мальцов взял к себе "рисовального мастера Федора Андреева сына Валяева", который ушел с дорогобужской фабрики Василия Немчинова "за несостоянием оного фабриканта". Дорогобужская фабрика принадлежала Петру Немчинову до 1762 года, затем его вдове Авдотье до 1764 года, а после ее смерти - несовершеннолетнему сыну Василию. В 1764 году фабрика за долги продается его родственнику Семену Немчинову. И мы вправе предполагать, что замечательный кубок был выполнен немчиновским мастером в качестве демонстрации его умения- еще до приема на фабрику Мальцова. Не случайно в надписи - посвещении владельцу кубка Фома еще назван орловским купцом. Смущает в этом предположении одна деталь- дворянская корона. Мзвестно , что дворянство Фома получил только в 1775 году. Но можно предположить и другое - кубок создавался в ожидании дворянства, о котором Фома хлопотал почти десять лет.

Прочитано 37929 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить