Особенно мне запомнилось одно из его выступлений в Доме Герцена. В тот день он читал монолог Хлопуши из «Пугачева», отрывки из «Страны негодяев», «Не бродить, не мять…» и другие стихотворения. Читал он охотно, откликаясь на требования публики…«Литературная Россия», 2 октября 1987 г., № 40 (1288)
Газета «Красное Знамя» 4 апреля 2008 г. №17 (Руза)
Александр Артемонов
Статья «Разрывает асфальт трава»
С благодарностью вспоминаю своего первого живого писателя –Василия Алексеевича Йвелева. ОН жил в Можайске и там же руководил литературным кружком при доме культуры.С его помощью там был издан рукописный (напечатанный на пишущей машинке) журнал «Наше слово». Это случилось в 1950 году.
Наряду с творчеством других авторов в сборник вошло и мое стихотворение о борьбе за мир. Так вот, Василий Алексеевич дважды похвалил публично две мои строчки из этого стихотворения:
Мы подняли красные знамена,
Чтобы мир и счастье отстоять.
(1949-1950гг.)
Откровенно ничего особенного в этих строчках и не было, кроме осмысленного и прямого обращения. Однако в течении последующих лет я не раз вспоминал его поощрительные слова и старался по ним равнять рождающиеся строки:
……
Я не уверен в том, что без В.А.Цвелева эта, трибунная, струна в моем творчестве смогла бы стать главной, определяющей.
Правда, однажды (где-то уже в середине 50-х) он озадачил меня своим авторитетным замечанием:
Следи, чтобы в стихах меньше было опилок, пустот. Не употребляй в строчках такие слова: ведь, хоть, хъотя…
Если первая часть замечания (об «опилках») еще как-то поддавались уразумлению, то вторая – совсем сбила меня с панталыку; я, как сороконожка, на время (и довольно длительное) совсем разучился «ходить» - писать. И это продолжалось до тех пор , пока я наконец осознал, что и эти слова – междометия годятся для дела, если их применять «с головой» - усмеючи.
… Поэт-переводчик Василий Цвелев был вхож в Поэзию еще во времена Сергея Есенина. Так что его рассказ о встрече с с этим человеком вполне может считаться достоверным.
Итак, рассказ В.А.Цвелева.
Дело происходит в Москве в писательской гостинице. Мой земляк входит в есенинское жилье и видит хозяина на полу, в окружении множества листочков со стихами. Эта комбинационнная игра продолжалась и в присутствии В.А.Цвелева.
Вывода из своего рассказа земляк не сделал. Может быть (как я думаю сейчас), и умышленно: «догадайся, мол, сам!..»
И вот сейчас, сдав в набор очередную книгу, я по-настоящему начинаю понимать, что композиция поэтического сборника- дело не такое уж и простое. Как и любой другой организм, книга должна иметь и законченный порядковый вид, отвещающий вкусам и целям, поставленным перед собой ее автором.
Протвино 4.10.06.
Комментарии