Крестовоздвиженская церковь на городских воротах
Начало одному из древнейших городов Руси - Можайску - положила древняя деревянная крепость, расположившаяся на высоком холме, получившем впоследствии название Соборная гора. Впервые упомянутая летописями в 1231 году, построена она была, несомненно, гораздо раньше этой даты. Со временем вокруг нее выросли посады и слободы, и образовался город. В источниках XV-XVI вв. мы находим упоминания все той же деревянной крепости, но уже с белокаменными проездными воротами и белокаменной же надвратной церковью над ними. Церковь, что на больших городских воротах, в различных актах называют по-разному: Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижения или просто Воздвиженская, «что на градских вратех».
На боевой площадке перед церковью был устроен придел во имя Николы Можайского, который, по сути, являлся часовней, не имеющей ни алтаря, ни престола, ни жертвенника. Именно в этом приделе-часовне хранилась знаменитая чудотворная икона Николы Можайского - деревянная резная фигура с мечом в одной руке и крепостью с храмом в другой. Крепостные ворота с двумя надвратными храмами, кардинально перестроенные в последующие столетия, уникальны тем, что путем ряда дальнейших перестроек они превратились в Никольский храм, ставший затем главным городским собором. Ни один городской собор на Руси не имел такого удивительного преображения.
Само по себе существование надвратного храма не представляет собой факта из ряда вон выходящего, с самого начала появления монументальной архитектуры на Руси мы встречаемся с такого рода постройками. Их особенностью, заложенной в самом названии, становится местоположение: обычно такие храмы сооружались над воротами крепостей, кремлей и монастырских обителей. Но надвратная белокаменная церковь Воздвижения Честного Креста над главными проездными воротами с придельной церковью-часовней св. Николы Можайского на боевой башне является редчайшим сооружением древнерусского культового зодчества. По архитектурным достоинствам она стоит в одном ряду с такими знаменитыми памятниками, как Золотые ворота с церковью Благовещения в Киеве, датированные ок. 1037 г., и Золотые ворота с церковью Ризоположения, возведенные в 1164 г. во Владимире. Можайские ворота практически не уступали им по размеру, но отличались тем, что на них было размещено сразу две церкви.
О времени возведения белокаменных ворот и основании на них храма на сегодняшний день существуют две версии. Первая была выдвинута искусствоведом Т.Г.Горбачевской при реставрации Никольского собора в 1983 г. В своей «Исторической записке» она датирует Можайскую крепость первой половиной XV в., а сооружение ворот и надвратного храма относит к 1541 году. Понятно, что эта дата взята на основании надписи на закладном камне в стене Старо-Никольского собора, которая сообщает: «лета 7049 (1541) делали паперть, да и город делали того ж лета». О второй версии мы читаем в книге Г.Я.Макеева «Можайск – священный город русских», где он относит построение ворот и церкви на них к 1470 году, ко времени правления Юрия Васильевича, князя дмитровского и можайского.
Однако из исторических источников следует, что князь Юрий Дмитровский за короткий период правления (1462-72 гг.) даже в своей столице Дмитрове не построил ни одной каменной церкви, не говоря уж о других подвластных ему городах. Также маловероятно, что надвратная церковь была построена в 1541 году, т.к. в середине XVI столетия белокаменное строительство на Руси уже практически не велось и было заменено кирпичным.
Наиболее правдоподобным представляется предположение, что ворота и церковь относятся к числу построенных во времена правления князя угличского и можайского Андрея Васильевича Большого в 1481-93 годах. На подвластных ему землях князь Андрей в 70-90-е гг. XV в. развертывает обширное каменное строительство, которое прямо указывает на его особый интерес к архитектуре (тема эта достойна более подробного рассмотрения и будет освещена в следующих номере журнала).
Самые ранние упоминания о Воздвиженской церкви относятся к 1536 году в Жалованной грамоте Ивана Грозного, при упоминании Воздвиженского попа Дмитрия Ивановича, сына Трубицына. Более подробное описание мы можем почерпнуть из Писцовой книги 1596-98 годов: «Город Можаеск на речке на Можае, деревянный, обмазан был глиною, стена обелялась, а кровля в городе сгнила. В городе церковь соборная Николая чудотворца Можайского да придел муч. Христова Георгия. Да на больших каменных воротах церковь Воздвижения Честного Креста камена. …Да на воротах же у Воздвижения Честнаго Креста в приделе чудотворный образ Николы Чудотворца стоячий на рези в киоте с деяньем, киот обложен серебром, венцы и поля позолочены; у Николы чудотворца венец золот чеканный, а в венце пять репьев золотых, в верхнем репье камень изумруд зелен, по сторонам в репьях два лала червчаты, да в нижнем репье камень изумруд зелен, а с другой стороны камень зелен же плохой, да в репьях же по четыре жемчуга, да у Николы ж чудотворца в правой руке меч, а в левой руке град Можаеск обложен серебром басмян позолочен». Далее описывается богатый драгоценный «приклад», надетый на резную фигуру Николы: ...цата золота, а в ней камень яхонт лазорев …да цата золота, да 10 цат серебряных басмяны золочены с каменьем …2 цаты серебряны золочены;…да 325 гривен серебряны; да 21 гривна с жемчугом». Драгоценный убор статуи, особенно золотые цаты на шее Николы, свидетельствовали о большом почитании образа – их дарили в благодарность святому за многочисленные чудеса и исцеления.
Данных об облике этого храма немного, но некоторую информацию мы можем прочитать в Записках Каспара Савицкого, посетившего Можайск в 1606 году в составе свиты Марины Мнишек. Сопровождавший ее ксендз Савицкий оставил интересные дневниковые записи, касающиеся этого посещения: «Мая 2-го дня, княгиня (Марина Мнишек) прибыла в Можайск, в городок государства Московского, город славный иконой св. Николая, резной работы. Мнишек пожелала взглянуть на русскую святыню, и мы отправились в крепость к иконе св. Николая. Крепость находится в самом конце города и окружена со всех сторон рвом, валом и стеной. При входе она имеет каменные ворота, над которыми, во внутренней части крепости, по левой стороне ведет через сени и темный коридор каменная лестница к часовне св. Николая. Когда мы туда прибыли, то нас впустили в самую часовню, по левой стороне коей находится другая, меньшая часовня, отделенная с обеих сторон особенною стеною и везде богато украшенная прекрасными картинками, представляющими чудеса св. Николая. В середине находилась икона св. Николая во весь рост, вырезанная из дерева и имеющая желтый цвет: или потому что такое уже дерево, или потому что дерево это окрашено желтой краской, или же по причине старости. На иконе – шелковые ризы, подобные тем, какие надевают греческие священники во время богослужения. Риза до самого пояса украшена золотыми и серебряными пластинами, изображающими различные части тела: руки, ноги, сердце и проч., принесенными в благодарность за полученные исцеления теми людьми, которых Бог услышал, молитв ради святителя Николая. В правой руке св. Николай держит меч, а лицо его выражает более строгость, нежели доброту. Все русские чрезвычайно почитают эту икону и часто приходят, чтобы поклониться ей. Никого не впускают в святыню с оружием. И когда я вошел (говорит Савицкий) с одним только кинжалом, то протопоп, имеющий надзор над святынею, вырвал у меня кинжал из рук, бросил на землю, приказал его вынести за двери, чтобы не была нарушена святость места. Осмотрев все, мы благодарили хранителя за его услужливость, которую он оказал нам, чужеземцам, показав нам столь славную икону этого Святого. Потом мы пошли в крепость и вступили в один прекрасивый каменный храм, находящийся почти в самой середине крепости. Там, на правой стороне храма мы увидели другой образ св. Николая «Мирного», во весь также рост и резной работы, только меньший, нежели первый. Он стоял у стены, был покрыт ризами и украшен золотом и серебром, в правой руке держал сделанную из серебра державу. Когда мы спросили, для чего первый образ держит в руке меч, а другой – державу, нам ответили, что первой иконе поклоняются преимущественно во время войны, а второй – во время мира».
В начале XVII века город оказался в центре событий польско-литовского нашествия. В Смутное время, в период Литовского разорения, крепостные ворота сильно пострадали. В 1617 году армия королевича Владислава, шедшая на Москву, застряла на долгие 8 месяцев у Можайской крепости. Их артиллерия была выставлена на Брыкиной горе, с которой просматривалась часть внутреннего двора. Летом 1618 начались ежедневные обстрелы города. При очередном штурме крепости один из снарядов попал в казенную пороховую палатку при Никольских воротах: взорвавшийся склад пороха обрушил внутреннюю часть каменных ворот и стоящую на них Воздвиженскую церковь. Уцелели только алтарь и придельная Никольская часовня. Несмотря на частые обстрелы и сильные разрушения, защитники крепости, мужественно отразив все штурмы поляков, выстояли и город не сдали.
К осени 1618 года, потерпев неудачу в Можайске, Владислав решил идти на Москву, но, узнав, что Пожарский и Минин к тому времени уже собрали новое ополчение, Владиславу ничего не оставалось, как заключить перемирие, вошедшее в историю как «Деулинское». Условия договора сводились к 17 пунктам. Пункт под номером 12 содержал условие «о возвращении похищенного в Можайске образа св. Николая и задержанных в Польше послов Филарета, князя Голицына, дьяка Томилы Луговского и др.». Возвращение иконы Николы Можайского ставилось как одно из условий перемирия!
10 июня 1619 года под Можайском была устроена Почетная встреча освобожденного из восьмилетнего польского плена митрополита Ростовского Филарета (отца царя Михаила Федоровича). В Можайске его встречали архиепископ Рязанский Иосиф, князь Дмитрий Михайлович Пожарский и окольничий Григорий Константинович Волконский со свитой из духовных и светских лиц. «Того ж 7127 (1619) лета принесен бысть из Литвы в Можаеск образ великого чудотворца Николы, иже на вратех».
Встреча эта запечатлена на миниатюре в книге «Избрание на царство Михаила Федоровича». На ней можно увидеть проездные ворота с часовней и церковью, но на рисунке не видно следов разрушения от взрыва. Изображенная церковь похожа на ту, которая стояла до 1684 г., - трехглавая, крестово-купольная, из белокаменных блоков, с расчленением фасада лопатками на четыре прясла с киотом в среднем полукружии и узкими стрельчатыми окнами, под киотом – декоративный пояс вдоль всех стен, завершающихся закомарами. Здесь опять же необходимо подчеркнуть, что подобные архитектурно-конструктивные особенности больше соответствуют формам, характерным для XV столетия, к стилю построек времен правления Андрея Угличского.
В 20-х годах XVII века часовня была отремонтирована и освящена как отдельный храм, а Можайская святыня поставлена на свое прежнее место.
В 1624 году по Государевой грамоте было начато исправление наружных повреждений, причиненных крепости при нашествии поляков. Были также восстановлены Никольские ворота и храм.
К 1626 году каменно-кирпичной стала и вся Можайская крепость. По окончании строительства в 1626 году воеводы И.В.Измайлов и Б.М.Лыков составили две описи о проделанных работах. Первая «Роспись каменному делу» описывала стены и башни новой каменной крепости. О воротах там говорится следующее: «Да у Никольских ворот изнутри города, что было вырвано пороховою казною в литовское разорение, и то место вновь каменьем и кирпичем быки подвели и своды сделали ж, и поверх сводов кирпичем выклали с Никольскими, что на воротах, с церковными дверьми по нижней порог ровно. Да у тех же Никольских ворот пороховою же казною разрушена была палатка, и та палатка каменеем и кирпичем вновь сделана ж».
Во второй описи говорилось о вычинке старых Никольских ворот и примыкавших к ним двух палаток и стен. Из описи можно увидеть не только, как выглядели ворота после ремонта, но и какими они были до взрыва: «Ворота Никольские каменные старое дело; церковь Николы Чудотворца Можайского старое ж дело, а в верху в церкви Николы Чудотворца во лбу и в сводех и в воротех худые места поделаны ново; да к тем же воротам новые приделки по старой почве, что было под церковью под Воздвиженьем Честнаго Креста с обе стороны и с быками, ширина и вышина против старых Никольских ворот своды каменныя надделано и кирпичом намощено по церковный порог Николы Чудотворца. А в тех Никольских воротех одни ворота створчатые деревянные с калиткою худы; а до разоренья де были двое ворот: одни с калиткою, а другие глухие, и ныне другие ворота сделать надобно. В Никольских же воротех на право палатка каменная под алтарем Николы Чудотворца старое ж дело, двери деревянные на подставах железных; в палатке ж 2 окна за город на мост без решеток, а 3-е за город же на осыпь с решеткою железною, и двери железные худы, а стоит в ней ныне зелейная казна. У Никольских же ворот в городе две палатки каменные: одна направо, а другая налево. На правой стороне - палатка, старое дело, каменная, двери деревянные на поставах железных. А назади в палатке казеночка каменная шириною против палатки. На левой стороне палатка каменная ж на старой почве новое дело. И в той палатке новой и в старой, что на право ворот, зелейной казне быть мочно и усторожливо против караулу. А сверх тех палаток и кирпичного мосту подле церкви Николы Чудотворца стоит старая церковная Воздвиженская алтарная стена каменная, а на ней два столба колоколенных, попорчена от церкви зельем. А людей в осадное время надобно к Никольским воротам с огненным боем в одну перемену 50 человек. Да только в палатке, которая под алтарем Николы Чудотворца, казне и иным запасам никоторым не было и из той палатки быть подошвенному бою, а надобет по 2 человека к окну, итого 6 человек».
Из росписи 1624-26 гг. видно, что восстановлены были только ворота, у которых произведены исправления с запада (со стороны взрыва) и возведена новая всходная лестница на боевую площадку к стоявшей на ней часовне. На сохранившейся алтарной стене церкви Воздвижения была установлена звонница о двух столбах и повешен вестовой, т.е. набатный колокол. В случае опасности он бил тревогу, извещая жителей города и окрестностей о надвигающейся угрозе. Сохранились сведения и о колоколах, висевших на колокольне, два из них были подарены царем. На одном была надпись «Отлит лета 1636 по велению царя Михаила Федоровича», а в 1643 царь пожертвовал Святителю Николе еще один колокол весом 223 пуда. Сама же Воздвиженская церковь восстановлена не была, мы не находим ее в перечне Можайского воеводы Ивана Лаврентьевича Шеховского. В своей Переписной книге от 1629 г. он насчитывает 21 пустое церковное место и перечисляет 9 сохранившихся церквей, не считая монастырских: Никольскую соборную с Георгиевским приделом, Никольскую на воротах, Преображенскую, Никитскую, Ильинскую, Успенскую, Покровскую и Пятницкую.
По Дозорной книге ¬пустующих церковных оброчных земель патриаршего переписчика Алексея Артемьева Ранкова от июня 1668 года, землями, принадлежащими Воздвиженской церкви, владеет Иван Усов, и оброка платит 6 денег. Здесь нужно отметить, что Можайск уже в 1625 г. царской грамотой был объявлен Патриаршей волостью. В городе было проведено несколько патриарших земельных ревизий (в 1653, 1668, 1670, 1675 и 1689 годах). Эти комиссии строго следили за тем, чтобы бывшие церковные земли не заселялись посторонними (их изгоняли с земель). Пустые церковные земли распределялись по приходам. В окладных книгах Патриаршего Казенного приказа строго отмечалось, сколько с каждого участка взималось дани, и кто ее платил.
Но вернемся к истории перевоплощения. В 1680 декабря 6 дня, на праздник Николы Зимнего Можайск посетил царь Федор Алексеевич. В свите был и патриарх Иоаким, для которого Можайск был родным городом, а в уезде находились его родовые вотчины. Тогда же и было решено расширить надвратный храм.
С 1681 начинают привозить материал для перестройки новой церкви. 14 марта 1683 года патриарх Иоаким повелел в Можайске ставить новую церковь св. Николы Чудотворца, что на градских воротах. В следующем 1684 году новый каменный храм был уже построен, оставалось лишь поставить иконостас. 31 июля патриарх Иоаким указал ставить иконостас, да такой же, как в патриаршей церкви Московского Кремля.
Из Казенного приказа были выделены деньги в сумме 421 рубля 25 алтын. Работу подрядился делать столярных дел мастер Пронько Федоров. Писать образа поручили иконописцу Федору Елизарову и писцам: усольцу Василию Осипову-Кондакову и суздальцу Ефиму Иванову-Шестакову. Боярскому сыну Сергею Бужанинову поручалось тот иконостас установить. Железные крепежи и петли и прочие шурупы и гайки делал часовщик Московской Кремлевской Спасской башни Андреан Данилов.
1 октября 1685 патриарх Иоаким приехал в Можайск смотреть новый собор, освящение которого состоялось 16 октября: «Октября в 16 день, в четверток святой Патриарх в городе Можаеске новую каменную церковь, что на градских воротах, освятил во имя св. Николы Чудотворца». Можно предположить, что тогда же от патриарха храм получил статус соборного. Так на основе городских ворот поднялся Никольский собор, причем сами ворота были встроены в первый этаж и не потеряли при этом своей первоначальной функции. При строительстве надвратную часовню разобрали, а на ее месте возвели новый храм. С севера, от старого алтаря, заново восстановили Воздвиженскую церковь, которая стала приделом нового Никольского собора. Таким образом, храм получил два алтаря: с севера возведен Воздвиженский придел, с юга – во имя святителя Николая. Перед ними с запада над арками ворот была устроена трапезная, а над лестничной площадкой возведена колокольня.
Храм был двустолпным, перекрыт сомкнутым сводом. Одну из его стен можно увидеть на чердаке современного Ново-Никольского собора. По сохранившимся элементам можно судить об архитектуре внешнего фасадного убранства: в углах были пучки полуколонок из тесаного кирпича, карниз обработан поребриком, сверху ряд, а может и три яруса островерхих кокошников. Крыша и пять глав были крыты деревянным лемехом. Архитектура здания относилась к московской школе зодчества второй половины XVII века, храм принадлежал к лучшим образцам так называемых огненных храмов.
Однако собор был выстроен на крутом откосе и уже вскоре фасад дал трещину, он стал расседаться (дал усадку) и пришел в такую ветхость, что появилась необходимость обвязать его стены железом. В 1688 году соборный протопоп Терентий и казначей Андрей Владыкин в челобитной патриарху Иоакиму попросили средств на поправку собора. Патриарх озаботился об укреплении собора, и указом от 22 сентября 1688 никольскому протопопу Терентию было выделено 48 рублей 12 алтын, 3 деньги и 120 пудов железа. В следующем 1689 году было совершено его укрепление, собор был обвязан связным железом, а для укрепления стены с южной части собора был возведен контрфорс. Отремонтированы были и проездные ворота: «по пробиении внутри их и заделке в некоторых местах трещин его заделаны с обеих сторон и отделаны снаружи в таковом же виде, как и сам собор». Одновременно была благоустроена прилегающая территория – «по всей почти южной стороне, простирающейся по отвесному косогору, устроены от половины горы каменные контрфорсы с каменною между их стеною, на которой сделаны таковые же столбы и решетка». Остатки этой подпорной стенки сохранились до сих пор.
В следующем 1690 г. ноября 25 дня патриарх повелел иконописцу знаменскому дьякону Матвею «написать вновь образ великого Святителя и чудотворца Николая на осьми листовом цке добрым письмом в Можаеск, в соборную церковь Николы Чудотворца, что на вратех».
Крепостные ворота с церквями упоминались и в записях последующего столетия. В Сметной книге воеводы Гавриила Агеевича Евлашева от 1699 г. говорилось: «Можайск – город каменный, в нем 2 башни проезжие, одни ворота под верхним собором Николая Чудотворца, да приделом Воздвижения Креста Господня, другие сквозь Петровскую башню». По описи и досмотру воеводы Петра Прокопьевича Ларионова от 1704 года значится: «В городе соборная церковь Николая Чудотворца старая каменная. Другая соборная церковь Николая Чудотворца - новая каменная, да придел Воздвижения Креста Господня на градских воротах. С площади ворота рубленныя, через ров в город к чудотворцу Николаю мост деревянный мерою в длину 56 саж., поперек 3 сажени…».
В 1748 году июня 19 дня внутри крепости произошел пожар, выгорели все деревянные строения. Пострадал и городской собор. Вследствие этого соборным причтом было составлено прошение в Духовную консисторию от 20 июля 1751 г. о ремонте собора: «Просьба в Воздвиженском соборе произвести починки:…глава пятая во многих местах потрескалась, вследствие чего во время дождя есть течь и вода, протекая, попадает на иконостас. Стало быть, оныя ветхости требуют починки, того ради просим, чтобы вместо ветхого старинного потолка (крыши) новый учинить и главу ветхую починить». В этой записи интересно то, что пятиглавый храм назван Воздвиженским собором. Вероятно, это была попытка различить два городских Никольских собора. Например, в описях города XVIII века (в частности за 1755 г.) обозначены сразу два городских собора: «Одна соборная каменная церковь древнего строения из дикого камня во имя Николая Чудотворца, другая – на воротах, пятиглавая во имя Николая Чудотворца с приделом Воздвижения Честнаго Креста». Все же соборам сохранили их старые названия, прибавив для различения к Старо-Никольскому – Нижний, а к Никольскому на воротах – Верхний, как они и будут значиться в последующих документах.
В 1777 году ремонт производился в обоих соборах, о чем 2 декабря из можайского Духовного правления было донесено в Крутицкую консисторию: «В Николаевском Верхнем соборе и придельной Воздвиженской церкви ветхости и недостатки все исправлены, кресты на Воздвиженскую церковь и Нижний собор поставлены, образа все без изъяна возобновлены, колеблющийся жертвенник утвержден. Но в Нижнем соборе престол и жертвенник каменные и не по пропорциям из давних лет сделанные, следует заменить деревянными». Получено разрешение установить новые престол и жертвенник.
К 1779 году собор вновь требовал ремонта. В некоторых источниках ошибочно считают дату – 1779 год – началом строительства Ново-Никольского собора. Вероятно, она взята из летописи Лужецкого монастыря (составлена Дионисием в 1891 году), где сообщается: «С сего 1779 года начали назначать настоятелей Лужецкого монастыря в число наблюдателей за постройкой Нового Никольского собора в городе Можайске и Воздвиженского придела при сем храме». Однако это не так: в 1779 году производились лишь очередные ремонтные работы, о чем свидетельствует прошение архимандрита Лужецкого монастыря от 23 октября 1779 года. «Прошение Московскому Губернатору Федору Андреевичу Остерману от Лужецкого монастыря архимандрита Венедикта и соборного протопопа Леонтия Петрова на устроение Можайского Никольского городского собора и даче в приход оного материалов для делания железных на соборе глав». Ответ пришел 8 сентября того же 1779 года. Указом «Ея Императорского Величества из Крутицкой духовной консистории велено на Верхнем и Нижнем соборах, и придельной Воздвидженской каменного здания церквях, и на колокольнях кресты переделать вновь, вместо деревянных ветхих построить железные, а крышки также, вместо деревянных, которые пришли в крайнюю ветхость, покрыть железом…».
Строительство же нового главного городского собора началось после разборки крепостной стены в 1804 году. При его возведении использовали остатки кирпича и камня разобранного кремля. В ходе строительства Воздвиженский придел по причине тесноты был разобран до основания и возведен заново с расширением на 3 сажени (около 6 м.). Прежний Никольский придел оказался внутри нового, древняя архитектура собора была изменена, и только внутреннее его устройство было оставлено без изменений. Пять глав были разобраны, вместо них был сделан большой купол-ротонда с четырьмя ажурными башенками. Весь собор с наружной стороны обложен в два с половиной кирпича и украшен разными белокаменными деталями готической архитектуры. Таким образом собор 1685 года был встроен в Ново-Никольский собор.
Война 1812 года затянула строительство, которое продолжали после изгнания наполеоновской армии. Прежде всего, был обновлен Воздвиженский придел, однако он был переосвящён в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Весной 1814 достроили колокольню, а в 1816 был освящен Никольский придел и собор получил тот вид, который он имеет теперь.
Первый этаж включил в себя фрагменты старой крепости, а второй сохранил интерьеры прежних церквей. И сегодня в подклете собора можно увидеть проездную арку белокаменных ворот, сложенную из огромных глыб дикого камня. Это и есть древние Никольские ворота главной проездной башни. В состав первого этажа вошла и часть белокаменной крепостной стены (Годуновской постройки). Старинная надвратная Никольская церковь постройки 1684 года целиком вошла в южный придел. Интерьер ее остался без изменений, а на чердаке собора можно увидеть часть ее прежнего фасада. От древней Вождвиженской церкви XV века остались только небольшие фрагменты белокаменной стены внутри северного придела.
Само название церкви - «Крестовоздвиженская» - уводит в глубины Древнерусской старины. Как ни странно это звучит, но именно с этим храмом связано воспоминание о легендарном Алатырь-камне. В Древней Руси церкви с таким названием ставили на месте древних языческих капищ. Из приданий известно, что языческое празднование в честь Алатыря осуществлялось в «языческий Ирьев день» 27 сентября (по старому стилю), по Григорианскому календарю это 14 сентября - праздник христианского Крестовоздвиженья. Судя по тому, что многие языческие праздники на заре христианства сознательно заменялись православными аналогами, можно предположить, что в основе легенд лежит какое-то единое явление. Возможно, некий легендарный Алатырь-камень и поныне лежит в основании алтаря древней Воздвиженской церкви.
Андрей Савин.
Материал взят из второго номера историко-краеведческого журнала-альманаха «Можайское наследие».
Примечание редактора
Судить об архитектурном облике башни проездных ворот города можно по аналогичной проездной башне Лужецкого монастыря. Несомненно, при ее строительстве какие-то архитектурные особенности проездных ворот Можайской крепости были воспроизведены в новом архитектурном сооружении. .