Данная статья помещена на нашем сайте с любезного согласия и с бескорыстной помощью главного редактора журнала «Нумизматика» Наталии Юрьевны Каштановой.
Изображение Александра Македонского на монетах Можайского княжества
Е.С.Семилетникова, н.с. Научно-методического отдела ГИМ, г. Москва
Смысл и символика многих изображений на русских удельных монетах до сих пор остаются малоизученными. Зачастую это вызвано недостаточной проработкой вопроса о древнерусской эмблематике, источниках ее происхождения, а также огромным разнообразием изобразительных сюжетов, встречающихся на удельных монетах. Ниже будет предпринята попытка дать объяснение некоторым изображениям, которые встречаются на монетах Можайского княжества.
На ранних монетах Андрея Дмитриевича Можайского (1389–1432) присутствует интересный сюжет, который до настоящего времени не привлекал внимание исследователей. На лицевой стороне (л.с.) этих монет изображен человек в полный рост, вправо, с поднятой правой рукой, с ножнами на поясе, под его левой рукой висит округлый предмет (предположительно, щит); напротив человека изображено фантастическое существо с бородой, с крыльями вместо рук, с когтями на ногах (напоминающих птичьи лапы), с широким хвостом; у пояса существа изображены короткие трехпалые лапки. Изображение в линейном ободке, над ним круговая надпись, из которой читается только слово .ПЕYАТЬ. (рис. 1, 2)1. Без сомнения можно утверждать, что фантастическое существо, изображенное на монете, представляет собой получеловека-полуптицу: крылья, птичьи лапы, широкий хвост, также напоминающий птичий. Известно два типа монет с данным изображением, л.с. которых отчеканены одним штемпелем. На оборотной стороне (о.с.) монет первого типа помещена надпись в четыре строки: ПЕYАТ / ЬКН¤ / ЖАОНЬ / hРДЬ (вторая строка читается справа налево; буква Р – зеркально). На о.с. монет второго типа помещено изображение фантастического животного с открытой пастью и с раздвоенным на конце хвостом, изображение помещено в сложную фигурную рамку.
ВXсе прорисовки монет выполнены научным сотрудником ОН ГИМ – И.В. Волковым
Рис. 1. Серебряная денга Андрея Дмитриевича Можайского (1389–1432) (Частное собрание)
Рис. 2. Прорисовка денги Андрея Дмитриевича Можайского.
Из кн.: Волков И.В., Зайцев В.В., Лейбов В.Л. Серебряные монеты Московских удельных княжений. Конец XIV–нач. втор. десятилетия XV в. Каталог- определитель. М., 2010. №199
Рис. 3. Серебряная денга Бориса Александровича Тверского (1420–1462) со сценой вознесения Александра Македонского (Собрание ГИМ)
Рис. 4. Рельефная резьба XII в. с композицией «Вознесение Александра Македонского» на южном
Прежде чем дать объяснение сюжету с изображением получеловека-полуптицы, отметим, что на монетах Андрея Дмитриевича встречается изображение «вознесения на небо» Александра Македонского. Впервые об этом сюжете на монетах великого князя Бориса Александровича Тверского (1420–1462) (рис. 3) было написано А.С. Уваровым [1]. Также об этом сюжете на тверских монетах писали А.В. Орешников [2], М.П. Сотникова [3], Н.С. Бекетова [4] и др. Композиция «Вознесение Александра Македонского», символизировавшая божественное происхождение княжеской власти, ее прославление, была широко распространена на Руси. Этот сюжет помещен в центре золотых диадем X и XII вв., представлен в резных рельефах Дмитровского собора (1194–1197 гг.) во Владимире (рис. 4) и Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230–1234 гг.), на украшениях XVI в. (рис. 5), на книжных миниатюрах XVII в.; известны также дробница XIII в. (рис. 6), выполненная в технике перегородчатой эмали, и каменная резная панагия XIV в. с этой композицией [5]. Необходимо отметить, что изображение данного сюжета варьировалось в зависимости от того, с какой редакцией «Александрии» был знаком мастер того или иного изделия, на котором изображалась композиция вознесения Александра Македонского. Так, например, белые птицы, с помощью которых взлетал Александр, заменялись грифонами; четвероногие животные на копьях – кусками мяса; существуют варианты изображений, на которых Александр изображен сидящим в корзине или без нее.
Для понимания деталей сцены «Вознесение Александра Македонского», обратимся к этому сюжету из «Александрии» в пересказе В.М. Истрина. Во второй редакции «Александрии» Псевдокаллисфена под заголовком «Об испытании высоты небесной» рассказывается, что «Александр велел поймать двух птиц той местности, где он проходил. Птицы были так громадны и сильны, что их употребляли вместо коней; питались они дикими зверями. Александр приказал не давать двум таким птицам корму в продолжении трех дней, на третий же день велел сделать корзину и привязать ее к шеям птиц.
Затем сел в корзину, держа в руках на расстоянии локтя копье, на которое была воткнута печень погибшей лошади. Почуяв мясо, птицы поднялись на воздух и летели все выше и выше» [6].
В других, более поздних, редакциях «Александрии» сообщалось, как уже было сказано, что Александр совершал свой полет с помощью грифонов. Н.С. Бекетова, упоминая публикацию М.П. Сотниковой в контексте изображения полета Александра Македонского на тверских монетах, писала, что «считать этот сюжет, связанным исключительно с Тверью, невозможно, учитывая популярность македонского царя на Руси» [4].
Действительно, данный сюжет отразился и на монетах Можайского княжества. Композиция вознесение Александра Македонского. имеется на пяти экземплярах монет Андрея Дмитриевича Можайского, которые хранятся в собрании ОН ГИМ2. Все пять монет образуют один тип и делятся на два варианта. На л.с. монет первого варианта (рис. 7, 8) помещено изображение человека в рост, анфас, который в поднятых руках держит копья с чем-то нанизанным на них. Над головой человека – широкая дуга, справа и слева от него – неясные предметы. Изображение – в точечном ободке между двух линейных. Необходимо отметить, что вся композиция передана очень условно. Очевидно, что неясные предметы, которые изображены справа и слева от человека, следует рассматривать как птиц. Л.с. монет второго варианта (рис. 9, 10) выполнена, на наш взгляд, более мастерски. На ней также помещено изображение человека в рост, анфас. Обе руки человека подняты, в правой руке он держит копье (или меч), рукоятка которого оканчивается точкой, в левой руке человека, очевидно, тоже изображено копье. У плеч человека – две точки; справа и слева от него – неясные изображения. Изображение также помещено в точечный ободок между двух линейных. О.с. монет обоих вариантов отчеканены одним штемпелем. На о.с. помещена надпись в пять строк в плетеном ободке (надпись читается справа налево): ПЕYА\ ТЬКН¤\ ЖАОНД\ Р~ДМІ\ ТРЕ.
При сравнении тверских и можайских монет с изображением «полета Александра», видно, что можайский резчик, передал сюжет более условно и менее выразительно, однако, нет сомнений в том, что это одна и та же композиция. Интересным кажется тот факт, что на одной из можайских монет из собрания ОН ГИМ, с сюжетом «полета. Александра», пробито круглое отверстие. Это единственный экземпляр с отверстием из более девяноста монет Андрея Дмитриевича Можайского, хранящихся в ОН ГИМ. Можно сделать предположение, что данная монета могла использоваться в качестве украшения или амулета, поскольку изображение человека с поднятыми руками и с широкой дугой над головой могло быть интерпретировано как образ какого-либо святого с нимбом в позе оранта.
2 Автор выражает признательность Е.В. Глазуновой за предоставление материалов из собрания ОН ГИМ для изучения и публикации.
Рис. 5. Бронзовый перстень с изображением вознесения Александра Македонского. I полов. XVI в. Брянская обл., Комаричский р-н, поселение Лугань. Разведки В.В. Зайцева, 2008 г
Рис. 6. Дробница XIII в. со сценой вознесения Александра Македонского (Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).
Дробницы – миниатюрные вставки в форме пластин, которыми украшались обложки Евангелий, митры, парадные богослужебные облачения
Учитывая то, что сюжеты, связанные с жизнью Александра Македонского встречаются в оформлении русских монет XV в., а также были достаточно распространены в архитектуре, прикладном искусстве и книжных миниатюрах средневековой Руси, можно предположить, что описанное выше изображение с полуптицей-получеловеком на можайской монете также является иллюстрацией к «Александрии». Во второй редакции «Александрии» Псевдокаллисфена не раз упоминается о встречах Александра Македонского с человекообразными птицами. Так, например, совершая свой полет на небо, Александр встречает человекообразную птицу, которая приказала ему возвращаться на землю. «Ему встретилась человекообразная птица, которая сказала ему: «Не зная земного, как ты можешь узнать небесное? Воротись поскорее на землю, чтобы не сделаться добычею птиц».
Александр почувствовал страх. Птица велела ему посмотреть вниз, и он увидел извивающуюся кругом змею и в середине – круг; оказалось, что круг – это мир, а обвивающаяся кругом змея – море. Повинуясь приказанию свыше, Александр спустился на землю на расстоянии семи дней пути от своего войска, к которому и возвратился. Теперь он уже не решался узнавать невозможное» [6]. Таким образом, изображение «вознесения» Александра Македонского и его встречи с человекообразной птицей могут являться эпизодами одного распространенного сюжета – «Полет Александра Македонского на небо». В пользу данного предположения может выступить также одна деталь, а именно то, что в руках воина, изображенного на монете, отсутствует меч, очевидно, что он спрятан в ножны, в то время как практически на всех других монетах Андрея Дмитриевича, на которых изображен воин с ножнами, меч изображен в руках воина. Таким образом, между воином и фантастическим существом, очевидно, происходит разговор, а не битва.
В «Александрии» также сообщается о людях-дивиях, которые встретились Александру на пути в Индию. Люди-дивии, являвшиеся образом неверных, «нечистых» народов, были чудищами, среди них упоминаются многоглавые, люди с лицом на груди, со звериными, с птичьими головами и ногами, с крыльями [7]. Во второй редакции «Александрии» Псевдокаллисфена среди людей-дивий упомянуты «человекообразные крылатые звери». [8]. Наиболее опасные из этих чудищ, согласно тексту «Александрии», были «заклепаны» Александром Македонским в скалах, и им приписывалась важная роль в событиях накануне конца света. Люди-дивии являлись также персонажами некоторых древнерусских книжных легенд, возникших, очевидно, на основе сюжетов из «Александрии». В древнерусских легендах люди-дивии – это монстры, обитатели дальних сказочных земель, прежде всего Индии. Таким образом, возможно, что изображение на описанной можайской монете является самостоятельным сюжетом встречи Александра и человека-дивии – человекообразной птицы. В этом случае сюжет на можайской монете можно интерпретировать как символ победы князя-воина, защитника православной веры над «нечистыми», т.е. иноверными врагами. Однако, поскольку сюжет «Александр Македонский и человекообразная птица» еще не был встречен нами на других монетах XIV–XV вв., а также в оформлении памятников архитектуры и декоративно-прикладного искусства средневековой Руси, то строить выводы мы можем пока только на уровне предположений.
В заключение необходимо отметить, что большинство изобразительных сюжетов на русских монетах XIV–XV вв., как правило, помимо чисто декоративных элементов, содержат свою, достаточно информативную, специфическую символику, интерпретация которой в полной мере еще предстоит исследователям.
Список литературы:
1. Уваров А.С. Взгляд на архитектуру XII в. в Суздальском княжестве. Труды I Археологического съезда в Москве. М. 1871. С. 256.
2. Орешников А.В. Императорский Российский Исторический музей имени императора Александра III. Описание памятников. Выпуск I. Русские монеты до 1547 года. М., 1896. С. 28.
3. Сотникова М.П. О некоторых древнегреческих сюжетах на русских монетах XV века. Сообщения Государственного Ордена Ленина Эрмитажа. Вып. XLVII. Л., 1982. С. 79–81.
4. Бекетова Н.С. Изображения Александра Македонского на монетах Великого князя Бориса Александровича Тверского в контексте древнерусской культуры. Тверской археологический сборник. Вып. 4. Т. II. Тверь. 2001. С. 372–374.
5. Уваров А.С. Указ. соч. С. 256.
6. Истрин В.М. Александрия русских хронографов. Исследование и текст. М., 1893. С. 215.
7. Мифологический словарь. М., 1990. С. 323.
8. Истрин В.М. Указ. соч. С. 233.
Рис. 7. Серебряная денга Андрея Дмитриевича Можайского (1389–1432) со сценой вознесения Александра Македонского (вариант 1) (Собрание ГИМ)
Рис. 8. Прорисовка денги Андрея Дмитриевича Можайского первого варианта, выполненная по нескольким экземплярам идентичных монет
Рис. 9. Серебряная денга Андрея Дмитриевича Можайского (1389–1432) со сценой вознесения Александра Македонского (вариант 2) (Собрание ГИМ)
Рис. 10. Прорисовка денги Андрея Дмитриевича Можайского второго варианта, выполненная по нескольким экземплярам идентичных монет
http://www.numlit.ru/default.aspx
Примечание редактора
Статья Е.С.Семилетникой представляется весьма интересной, поскольку расширяет наши представления о духе, культуре и традициях жителей древнего Подмосковья. Но после прочтения, невозможно не задаться множеством вопросов. Если Александр Македонский изображался на деньгах, значит ли это, что он был широко известен не только книжникам, но и остальному населению Московских княжеств? Которое, как можно предположить, было в то время все же более языческим, чем христианским. Можно предположить, что Александр Македонский являлся неким покровителем княжеской власти во всем нашем регионе. В этом случае странным выглядит то, что язычник стал наиболее почитаемой фигурой среди христианских князей.Не святой, не подвижник веры, а язычник привлек внимание местных князей до такой степени, что его изображение перешло на княжеские печати.Но как и вследствии чего возник этот культ - неизвестно.
Хотелось бы знать, возник ли культ Александра Македонского только на Руси, или же и в Византии в то время наблюдалось некоторое повышение интереса к его личности и деяниям? Почему из всех мифологических сюжетов именно его "полет на небо" стал наиболее популярным среди русских князей?
На рис. 1 и 2 показана денга Андрея Дмитриевича Можайского. Но изображение человека с громадным петухом рядом с ним едва ли можно интерпретировать как Александра Македонского с мифической птицей, с помощью которой он летал на небо.У человека нет ни меча, ни копья, ни каких-то иных воинских атрибутов. Возможно, здесь в графической форме отображен иной сюжет, не связанный с мифом о полете на небо.
На рис.6 изображены рядом с Александром Македонским, скорее, не птицы, а грифоны. Похожие на тех, что были помещены на воротах Иштар в Вавилоне.
Рис.11. Современное изображение грифона, помещенного на воротах богини Иштар в Вавилоне.
Не значит ли это, что Семилетникова ошиблась с расшифровкой, и на можайских деньгах отображен не сюжет с полетом Александра Македонского, а какие-то иные мифы?
Надеемся, что со временем исследователями будет прояснен и это вопрос.
Владимир Куковенко