Центр Изначалья
Дохристианская славянская культура невероятно богата легендами и преданиями. Одним из самых загадочных символов древнеславянских преданий и русских магических заговоров является мифологический Алатырь-камень. В русский фольклор Алатырь пришел из праиндоиранской ведической религии. На Руси его еще именовали Латырь, и почти всегда добавляли эпитет бел-горюч камушек. Встречается этот образ в русских песнях и в украинских колядках, в фольклоре и народных сказках. Легендарный Латырь – это камень на распутье трех дорог, у которого останавливаются богатыри и принимают решение, каким путем ехать дальше (подробней о былинах мы поговорим в следующем номере).
В записях XVIII-XX вв. название священного камня встречается в различных вариантах: Алабор, Алабырь, Алатр, Балатырь, Златарь, Латарь, Латер, Латырь, Латыш, Олатырь. В рукописях второй четверти XVII в. мы находим форму ωлатер. Встречаются также такие названия, как Синь-камень, Бел-камень, Кип-камень (от глагола «кипеть»), золотой, железный, янтарь-камень и др.
В настоящее время практически невозможно отделить языческую мифологию от фольклора: священные славянские записи в большей части были уничтожены, остались лишь былины и сказания, передававшиеся из уст в уста и превратившиеся в легендарный эпос.
Существует несколько версий о том, что представляет собой Алатырь. По одной из них, это культовый камень всем камням в мире отец, всем камням камень. По другой, название некоего священного места, где осуществлялся переход в потусторонний мир - в славянский Рай-Ирий.
У славян Алатырь-камень был неким сакральным центром магических координат Мира и человека, тем, из чего всё начинается и куда все возвращается. Они верили, что в Алатыре сокрыта могучая сила, и наделен он целебными свойствами и магической силой. Он непознаваем: «…и не мог тот камень никто познать, и не смог никто от земли поднять». Прикосновение к нему излечивало от всех болезней и даровало бессмертие, а тот, кому было под силу отколоть от него кусочек, ощущал приток жизненных сил и становился великим прорицателем. Одно из древних преданий заканчивается словами: «Нет на свете более могучего оберега от дурного слова и глаза, от могучей отравы, от стрелы разящей, да от сабли вострой, от мора и других злых бед».
Адам Олеарий, описывая свое путешествие в Московию в 1633 году, пересказывает предание о некоем камне-обереге, служившем магической защитой границ Московского государства: «В далекие времена пришли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой камень Алатырь. И разбили камень на девять частей и положили осколки по границе Московии, у оснований девяти городов-крепостей. Московиты верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня, от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».
Легенда об осколках Алатырь-камня, рассказанная москвичами Олеарию, повторяется и в других источниках: начиная с XII века, летописи не раз упоминают оборонительные сооружения Древней Руси, называемые засечной чертой. Такая оборонительная система действительно создавалась на границах Русского государства и служила заслоном от врагов примерно до конца XVII века.
Предание «О девяти странниках» сохранилось в нескольких источниках. В нем говорится, что осколки мифического Алатыря были зарыты у стен 9 городов-крепостей – столиц удельных княжеств. Вот как звучит в реконструированном виде легенда Можайского края: Пришли некогда на Москву добры странники от самого Бел-моря. И ходили они по святым и славным местам земли Московской, и милостиво открывались пред ними врата монастырские. И ведали добрые старцы, будто многие неисчислимые рати вражьи стоят у границ Руси, и надобно укреплять порубежье. И встать-де должны крепью неодолимой Можаеск да с ними вместе Волоколамск да Звенигород, Боровск да Верея, Серпухов да Коломна, Дмитров да Троице-Сергиев монастырь. И принесли старцы камень-Алатырь, который напоминал девятиугольник неправильной формы. Примерно такой, как если взять карту и последовательно соединить все перечисленные города прямыми линиями. В каждом из девяти углов и решено было строить пограничные крепости.
Далее сообщалось, что девять старцев разбили камень на девять частей, и каждый взял себе по кусочку. Они определили девять "магических центров" и в каждом тайно закопали по осколку Алатыря. Так в основе границ Московии легли эти девять осколков, и схоронены они в стенах девяти городов-крепостей, прозванных "девятиуголье". В него входили Коломна, Серпухов, Боровск, Верея, Можайск, Звенигород, Волоколамск, Дмитров и Троице-Сергиев посад.
Эти места были выбраны неслучайно. Известно, что у городов с большой историей обязательно существует некое магическое место - центр изначалья, которое обладает особой силой и незримо "подпитывает" не только сам город, но и всю страну.
Изначально девятиуголье засечных черт должно было охранять Москву от набегов вражьей рати. Позднее, когда христианское мировоззрение глубоко проникло в души наших предков, возникло поверье, что, если совершить паломничество по городам "девятиуголья" и помолиться в местных монастырях, то к человеку вернется молодость, исчезнут болезни и укрепится дух. В магический девятиугольник входили: Старо-Голутвин в Коломне, Высоцкий в Серпухове, Спасский под Вереей, Пафнутьев-Боровский, Лужецкий в Можайске, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Борисоглебский в Дмитрове и Троице-Сергиев монастыри.
Осколками Алатыря, которые, предположительно, сохранились до настоящего времени, считаются: Велесов-Камень (или Камень Василия Темного) на Боровицком холме в Москве, Гусь-Камень в Коломенском, Шутов-Камень в окрестностях Дмитрова, Бож-Камень в Туле, Конь-Камень на реке Меча и Синь-Камень у Плещеева озера в Переяславль-Залесском. Все они являлись местами поклонения, и о них сложено немало легенд.
В соседнем с Можайским Волоколамском районе еще в прошлом веке можно было услышать легенду об Алатырь-камне – якобы это огромный кусок особого алого янтаря. Наделен он магической силой, которая исцеляет от многих недугов и выполняет любое желание того, кто отыщет его, а недоброго человека, завладевшего им неправедным путем, он попросту сжигал.
Но вернемся в Можайск. О месте нахождения можайского центра изначалья можно лишь делать предположения. В преданиях об Алатыре упоминается некая "оглядная (дозорная) башня со звоном". С нее якобы можно было видеть окрестность во все стороны на семь верст, а звук колокола разносился и того далее. Таких башен в Можайской крепости было две: первая, Косая-Наугольная, стояла на крутом обрыве у реки Можайки. А второй дозорной башней служили Никольские ворота, на которых собственно и висел вестовой колокол. В легенде также говорится, что там, где находится центр изначалья, глубоко под землей скрыт тайник или пещера-лабиринт. Такой лабиринт (подземный ход) в Можайской крепости действительно существовал. Начинался он под Никольской башней и вел к Иоакиманскому монастырю, а оттуда – к Лужецкому.
Другая легенда связана с праздником Воздвижения (27/14 сентября). В честь этого православного праздника был освящен главный престол церкви на городских Никольских воротах. В дохристианскую эпоху в этот же день проходило празднование в честь Алатырь-камня - праздник назывался Ирьев день. По поверьям, дошедших до нас из тех давних времен, в этот день закрывался Ирий, а вратами служил именно Алатырь-камень. Ирий - древнее славянское название Рая, мир предков-праведников, куда переселяются души после смерти в мире Яви (в русском эпосе Ирий - посмертное местопребывание героев, погибших на войне; туда стремились попасть все былинные богатыри). Ирий представлялся чудесным краем и отождествлялся с южной блаженной волшебной страной, в которой царит вечное лето и куда на зиму улетают перелетные птицы. Географически этот языческий pай, страна усопших, находился где-то на востоке, в месте восхода солнца. Древние славяне почитали души предков, считали, что дух умерших соплеменников доставляют в Ирий птицы. В знак этого на Капище сжигали соломенную птицу, «провожая» её вместе со Светлыми Богами и душами предков в Ирий. Чтобы птицы не мешали проведению праздника, возле капища и на перекрёстках дорог рассыпали зерно. В народном календаре с этим днём связывали начало отлета птиц на юг, в народе говорили: «На Воздвиженье птица в отлёт двинулась».
Итак, если один из девяти легендарных осколков Алатырь-камня и был закопан волхвами в Можайске, то с большой долей вероятности можно предположить, что для этого был выбран участок под аркой крепостных ворот или же в алтарной части древней Воздвиженской церкви. Церковь эта сохранилась и поныне – она встроена в правом приделе современного кафедрального Никольского городского собора, и, таким образом, центром изначалья является городской Старо-Никольский собор.
По преданию, пока осколки Алатыря лежат в земле, город не сможет уничтожить ни катастрофа, ни вражеское нашествие. Действительно, Можайск не смогли разрушить ни татары, ни литовцы, ни поляки, ни французы, ни немцы – город, подобно птице Феникс, всегда возрождался.
Легенда о таинственном камне-Алатыре, осколки которого впоследствии были заложены в центрах изначалья городов Подмосковья восходит к самой истории сотворения Мира.
Согласно древнеславянскому космогоническому мифу, Алатырь – это изначальный камень. Он являлся скорлупой Мирового Яйца, что снес Всебог Сокол-Род (Род - главный бог славянского пантеона, творец-родитель нематериальной Вселенной - мира невидимого). В «Голубиной книге» повествуется о том, как Сварог (Бог-сын и творец видимой Вселенной) ударял по Алатырю магическим молотом, и из высекаемых искр рождались Боги. Одним из ударов он зажег Бел-горюч камень и высек огонь, одна из искр упала на Землю, и из нее явился повелитель духа огня Семаргл. И рождено было славянское Тремирье.
В ведическом мифе о Боге Солнца повествуется также, что после всемирного потопа на Землю с Небес упал камень Алатырь, и на нем были явлены Законы Богов. Сам бог Сварог высек те Законы (подобно скрижалям Моисея). И в образе волшебной птицы Гамаюн он сошел на землю из Небесного Мира, чтобы передать людям Новый Закон.
У славян аналогичная легенда записана в «Книге Коляды», где это событие описано так: После трех лет Великого Потопа пал на землю со свода Небесного камень. И там, где упал он, поднялся курган великий, названный Мер-Горой, а на самой вершине того кургана лежал Бел-Горюч камень. В стародавние времена старики нарекли его Алатырь. Был тот камень и легок, и тяжел весьма; и мал, и велик как гора. И не смог никто его от земли поднять, и не мог никто тот камень познать. Собирались у камня 40 волхвов многомудрых, и три дня и три ночи славили богов. Засветился камень светом белым, и проявились на нем руны золотые, а начертал те знаки огненные Сварог перстом своим, а узнал он их от Рода Небесного. И такая сокрыта в них силушка, что не может её вместить ни письмо, ни разум людской. Только сердце для Света открытое сможет силушку ту познать. Кто прочтёт те Законы Сварожие и откроет им сердце своё, тот увидит дорогу светлую, что зовётся издревле Путь Прави. И Велес пропустит того и откроет ему врата в сад Ирий Светлый.
Так Алатырь, Камень Жизни, связал миры: горний - небесный и явленный - дольний. Согласно древнеславянским преданиям, изначально он упал с небес в самом центре Земли, и на том месте образовалась легендарная Мер-гора. Славяне называли это место Сердцем Мира.
Андрей Савин
Примечания редактора
Прочитал я этот материал и невольно задумался. Если Алатырь-камень и в самом деле существует и лежит именно в Можайске под проездной аркой крепостных ворот, то его уже откопали.
Несколько лет назад археологическая экспедиция Бориса Евгеньевича Янишевского начала раскопки в подвалах Новоникольского собора. И самый большой раскоп был сделан в южной части проездных ворот. Я раза два заходил туда и имел возможность видеть этот раскоп. Если не ошибаюсь, он был глубиной около четырех метров, если не больше. Археологи добрались до материковых пород, на которых был насыпан вал древней крепости. Крепость эта была основана то ли балтами, то ли другим неизвестным народом еще до нашей эры. Самое примечательное в этом вале то, что он был сложен из коровьего навоза, смешанного с древесной щепой. Навоз этот со временем приобрел каменную твердость. Сам Борис Евгеньевич уверял меня, что вал сложен из конского навоза, но я в этом сильно сомневаюсь, поскольку у конского навоза консистенция не та...
Но суть не в этом. После прочтения этой статьи появились у меня сильные подозрения в том, что археологи все же откопали заветный камушек. И скрыли его от общественности и от науки. Так сказать, заныкали находку. И фиг отдадут ее. Но кто мог пойти на подобное кощунство?
Я этого не могу сказать, но можно логическим путем попытаться определить того типа, который утаил сакральную находку.
Как пишет автор, Алатырь-камень обладает исключительными свойствыами и наделяет его владельца и здоровьев, и счастьем, и удачей. Вот она и зацепочка появилась!
Итак, начнем. Жизнь, научная и пофессиональная карьера Бориса Евгеньевича - первого нашего подозреваемого - насколько я его знаю, последнее время особым везением и удачей не сопровождалась. Ну, родил сына. Но дальше как бы все и остановилось.Во всяком случае, чего-то яркого и необычного в его жизни за последнее время не произошло... Здесь уже можно безошибочно определить, что не он заныкал камешек.
Я перебрал еще нескольких кандидатов и вдруг меня озарило! Саша Балашов! Во кому последнее время счастье прямо прет в руки! Я знал его еще до начала раскопок.Он был простым рабочим, и как кажется, никуда выше и не стремился. Но после того, как приступили к раскопкам в подвалах собора, начался его стремительный и необъяснимый карьерный рост: он защищает диссертацию, выдвигается до уровня заместителя начальника экспедиции и почее, и прочее...
Был он недавно у меня в гостях, пил чай с блинами (жена напекла). И очень уж загадочно улыбался на мои расспросы об археологических находках. Уже тогда у меня появились какие-то смутные подозрения. После прочтения этой статьи все для меня стало ясным. Точно, Алатырь-камень у Балашова!
Саша, не гневи мистические силы, отдай находку неоязычникам!
Комментарии