Происхождение голяди

С.В. Трусов

Голядь

 

Переселяясь вдоль русла Оки и на окрестные земли, мурдасы вступали в контакт с местным населением. Гази-Барадж называет народы, вошедшие на новых местах расселения в этногенез с мурдасами – ульчийцы и потомки «садумского племени худов». К ульчийцам (южным славянам) можно отнести антов, уличей и другие славянские племена, населявшие Правобережную Украину. Эти народы были переселены сюда в 6 веке нашей эры с Балканского полуострова. В то же время, Гази-Барадж нередко называл ульчийцами все земледельческие славянские племена. Вот и в данном случае, говоря об этногенезе мурдасов, Гази-Барадж подразумевал под ульчийцами не только антов и уличей, но и другие славянские племена. А к «садумскому племени худов», упомянутых в письме  князя вятичей Алыпа Хаддада к Святославу Игоревичу (Барысу), можно отнести  галичан, балынцев, кулбаков, артанцев и анатышцев. Данные народы, переселяясь с западной части Балтийского побережья в Северо-Восточную Русь, входили на новых местах своего поселения в этногенез с аборигенами-индоарийцами. В северных частях данной территории в формировании новых народностей участвовали и финно-угры. Они проникали сюда двумя потоками. Древним, который представлял собой северные народы самодийского происхождения: саамов, лопарей, корелов и т.д. Предками данных народов были охотничьи племена, с глубокой древности продвигающиеся по лесной части Евразии из Восточной Сибири на запад. В Европе они наткнулись на аборигенные племена охотников-индоарийцев, поэтому вынуждены были продвигаться в сторону Скандинавии по приполярным областям. Из Финляндии и Корелии  данные племена проникали в Прибалтику, где поучаствовали в этногенезе литовцев, латышей и русских. Ещё один финно-угорский поток сформировался в 9 веке нашей эры, когда изгнанные из степей Зауралья мадьярские племена частично осели в лесной зоне Восточной Европы, проникнув вдоль Волги вплоть до Суздаля. Тем не менее князь государства вятичей Алып в письме к Святославу Игоревичу не упомянул ни одного финно-угорского племени, участвовавшего в формировании вятичей. Из чего можно предположить, что самодийские племена (первая финно-угорская волна) на территорию Центральной России не проникали вообще, а наследники мадьярских племён расселились в основном за пределами территории государства Кучковичей.  

Многие из таких новообразованных племён упоминаются в русских источниках. Среди таковых я бы выделил голядь, кривичей, литву, вятичей.

О голяди летописных сведений совсем мало.  Первое сообщение в ПВЛ умещается в пол строчки: «В лѣто 6566 (1058). Побѣди Изяславъ голядь»(48). На голядь ходил в 1147 году и черниговский князь Святослав Ольгович. Территория проживания голяди оказалась в самом центре расселения мурдасов. Судя потому, что в дальнейшем наши летописи уже не выделяют это племя, называя всех проживающих на этих территориях общим термином – вятичи, голядь была ассимилирована мурдасами. Археологически голядь ассоциируется с Мощинской культурой. Данное племя проживало в верховьях реки Протвы, на территории Московской, Смоленской и Калужской областей.

 

 

Рис.15. Территория проживания голяди

 

Нет ничего удивительного в том, что современные ученые относят голядь к балтоязычным народам. К этому их побуждает игнорирование того факта, что основу всего населения Северо-Восточной Руси составляли переселившиеся сюда западные славяне. Откуда ученые берут свои утверждения о балтоязычии голяди? Я вынужден вновь повторить это слово. Ниоткуда. Им так хочется верить. Наши летописи не оставили ни письменных свидетельств о принадлежности голяди к тому или иному народу, ни имен собственных, ни топонимов, достоверно принадлежащих им. То есть для вывода о балтоязычии голяди нет совершенно никаких оснований. А вот с чем я согласен, так это с выводами историков и лингвистов о том, что данный этноним генетически связан с этнонимом «галинды», зафиксированным Птолемеем (2 век н. э.). Птолемей помещает галиндов (Γαλίνδαι) вместе с судинами рядом с устьем Немана (Рудона на древних картах, также эта река называлась Русой, именно поэтому Ломоносов предполагал, что варяги вышли из Пруссии (Поруссии)).

Рекой Родон (Родан) во времена завоевания Галлии Римом называлась река Рона. На Роне жили в 1 веке до нашей эры племена рутенов (русенов), седунов, варагров, сегуславов, вольков (49). Но даже в наше время жители Лангедока (окситаны) называют эту реку Ròse. Это вас не настораживает?

Позже галинды упоминаются автором «Хроники земли Прусской» Петром из Дуйсбурга (XIV век). Одну из частей Пруссии он называет Галиндией (Galindia), а её население - галиндами (Galindi)(50). Лингвисты, как пишут современные энциклопедии: «…восстанавили этноним «galind», который восходит к балтийскому слову «gal» - «конец, край». Таким образом этноним галинды, как и голядь (др.-русск. Голѧдь), обозначает «жителей окраины» (в данном случае - окраины балтийского расселения)».

 Может быть, может быть… Но данное толкование противоречит логике. Допустим, что галинды и голядь, окраинные балтийские народы, к которым относят литовские и латышские племена. Но в таком случае, почему в самом центре расселения данных народов мы находим зем-галов и лат-галов? Ведь они находятся в самом центре предполагаемого «прабалтского этноса». Подскажите тогда несведущим людям, какие балтийские народы были в центре расселения гипотетических балтских народов? Таковых нет.  Прям, народ сплошных «украинцев». Нет, в данном случае очевидно вовсе другое. А именно связь данных этнонимов с галичанами. Все эти племена, сформированы галичанам. От этого их названия.

Единственным научным обоснованием балтской принадлежности галиндов и голяди является общая для этих племён топонимия. Согласен, топонимия у них общая, так как племена эти сформированы одним и тем же народом. Только причём здесь их балтоязычие? Сходная топонимия галиндов и голяди вовсе не подталкивает к выводам о балтоязычие этих двух племён. Скорее даже наоборот, она связывает их с балтийскими славянами. Тем не менее, теория о балтском происхождении голяди и галиндов сегодня является общепринятой. По ней голядь – это отколовшийся от галиндов осколок, который мигрировал с низовий Немана на реку Протву.

Только все куски этой теории о переселении балтских племён и о балтоязычии галиндов и голяди шиты белыми нитками.

За какой кусок не возьмись, везде возникает масса вопросов.

Первый вопрос. Если голядь это осколок именно галиндов, то каким образом он попал на левый приток Оки Протву?

 

Рис. 16. Карта рек Восточной Европы

 

 В древности в этих местах единственным путем для миграции служили реки. По Неману, в нижнем течении которого жили галинды,  можно было попасть только в Белоруссию. А для того, чтобы отсюда добраться до Протвы, надо было преодолеть кучу рек, впадающих в Днепр. Трудоемкость нескольких волоков не выглядит логичной для переселенцев, ищущих новое место жительства. Голядь, как известно, селилась вдоль одной реки - Протвы, от самых ее истоков до устья. Логичнее было бы искать пути переселения данного племени по водным путям, соприкасающимся с данной рекой.

 

 

Рис.17.  Карта истоков рек волжского, днепровского, окского и двинского бассейнов

   

От тех мест, откуда течет Протва, берут свои истоки реки, впадающие в Оку: Угра (её приток Воря) и Москва.

Причём своими истоками Воря и Москва-река перекрывают прямой путь из Протвы к другим водным бассейнам. Поэтому сразу встаёт вопрос: почему голядь не поселилась по этим рекам?

К северу от истоков Протвы находятся ещё истоки Гжати, реки волжского бассейна. По ней можно попасть в Волгу, оттуда по известному волоку легко добраться до Новгорода и Балтики.

Другой путь от истоков Протвы лежал к реке Обше двинской гидросистемы, где стоял древний город Белый. Этот город славился не только первоклассной крепостью построенной в 1506 году Иваном Великим, но и торговлей. Через него проходили волоки из днепровского и волжского бассейнов в Западную Двину. В описании  гербов Смоленского наместничества 1783 г. герб Белого описан как: «…два белыя мешка с крупичитою мукою перевязаны золотыми шнурами в зеленом поле дающие собою знать, что при сей знатной пристани оным продуктом производится великий торг»(51). От Белого, по Меже и Западной Двине лежал прямой путь в Балтию. Чтобы попасть в Обшу, тем не менее, надо было ещё преодолеть реку волжского бассейна Вазузу, что создавало определенные проблемы для мигрантов.

Поэтому можно сделать вывод, если бы голядь двигалась со стороны Балтии, то прямого пути на Протву у неё не было. Но при этом пути до Протвы из Балтии через Новгород в Волгу и Вазузу, а также по Западной Двине-Меже-Обше были на порядок проще, чем путь от устья Немана, где проживали галинды.

Имеющиеся водные пути не дают повода для утверждений, что голядь на Протву попала из Балтии. В любом случае, двигаясь с севера, мигранты вышли бы к другим рекам окского бассейна (к Угре и Москве-реке). А это значит, что расселение на Протве производилось от устья Протвы (из Оки). Из всего этого возникают сомнения в том, что голядь – это осколок именно галиндов. Из чего можно сделать другое предположение. Что голядь и галинды – это два родственных осколка одного древнего народа. А именно галичан (галлов). Вы помните, что гонимые римлянами галлы массово переселялись в Прибалтику. Но они также заселили карпатский регион (например, бастарны), став основными предками современных русинов и украинских галичан. Известно, что карпатские кельты сначала нашей эры продвигались в сторону Поднепровья. Именно поэтому на северо-западе Русколани, для защиты от воинственных карпатских галлов выстраивались редуты Змиевых валов. Галлы к 4 веку значительно заселили верховье Днепра, что отмечено археологией. Я считаю, что галинды – это осколок именно данных галльских племён. Изгнанные с Поднепровья предки голяди перебрались в окский бассейн, например по Десне.

Второй вопрос. Да, близость топонимии в местах проживания голяди и галиндов явная. Но данный факт не дает никаких поводов для того, чтобы идентифицировать данные племена, как балтские.

Исследователи правильно установили аналогию многих гидронимов в области жительства галиндов и голяди. Так в районе обитания голяди течет река Кубрь, в Нижнем Принеманье есть река с аналогичным названием Кубра. Приведу еще ряд аналогий: Визенка - Wuyse; Скородинка - Skarde; Метелка - Mete; Нидалька - Nida; Малшинка - Malso(wangus); Нара - Nar; Лама - Lama(sila); Иночка - Inacus; Рус(с)а - Russe; Радуча – Raducken(52).

Река с названием Русса, как видно из перечня, есть в обоих регионах. Вот и еще один этноним галичан нашел здесь свое отражение. Ведь галичане, как мы выявили раньше,  звали себя еще и руссами, рутенами и ругами. Вспомним про варягов-русь из «Повести временных лет». Или руссы - это племя, родственное латышам и изначально говорящее на языке балтской группы?

Я уже высказывался по поводу возможного происхождения этнонима «литва» от «лютичи». Напомню еще раз, что столица этого племени называлась так же, как столица лютичей – Волин. В данном случае – Вильно. А Вильно стоит на берегах Вилейки, правом притоке все того же Немана. Поэтому в близости галиндов и голяди нет ничего необычного. У них общие родители – галичане.

Третий вопрос. Учёные утверждают, что голядь и галинды говорили на одном языке. Я не спорю. Только с чего они взяли, что язык галиндов и голяди был языком  балтской группы, близким современному латышскому языку? Сразу отвечу. Данные выводы совершенно безосновательны.

Мне вообще нравятся наши исследователи. Они даже умудрились проанализировать язык голяди и галиндов.  В ряде современных энциклопедий можно прочитать следующее: «Голя́дский язык (восточногалиндский) - язык балтийского племени голяди (голѧдь — в русских летописях XI-XII вв.). Является реликтовым остатком некогда обширного днепровско-окского языкового ареала. Ко времение упоминания в русских летописях был распространён в бассейне реки Протва (приток Оки, север современной Калужской области), ранее также, видимо, вниз и вверх по Оке, включая бассейн реки Москвы». Занятная информация и далее изливается как из рога изобилия. Кто-нибудь возможно даже диссертацию защитил. Только вот самого языка и нет вовсе. Летописных, либо устных упоминаний о том, что он был - тоже нет. Совсем нет. Даже имен собственных не выявлено. Все построения основаны на тех самых гидронимах и топонимах, что я привел выше.  Далее можно прочитать: «Немало параллелей выведено с  галиндским наречием прусского языка». Вот это да! Почему восклицательный знак? Да потому что про галиндский язык сказано абсолютно то же самое. Что он является западноголядским и т.д. Только в конце этих двух «научных» статей стоит маленькая приписочка: «Ни о фонетике, ни тем более о морфологии языка галиндов (голяди) сказать практически ничего нельзя». Почему «почти»? Трудно сказать хоть что-то, если нет ни одного выявленного слова.

Оставим современные энциклопедии. С ними всё ясно. Вернемся к голяди, язык которой: «В течение XII века видимо был окончательно вытеснен восточнославянскими говорами».

Интересно, что многие специалисты, предварительно говорят об одном, а видят в окончательном итоге совсем другое. Например, известный исследователь голяди  В.Н.Топоров в своих гидронимических изысканиях, специально посвященных Подмосковью, подчеркивал, что «... мощный западнобалтийский компонент в Днепровском левобережье и Верхнем Поочье несомненен»(53). Другими словами, в результате анализа топонимии мест проживания голяди выявляется явная связь данной топонимии не только с местом проживания галиндов в Нижнем Понеманье, но и с территориями южного побережьем Западной Балтики. То есть с теми местами, где проживали западные славяне: волинцы, колбяги, галичане. А вот вывод делается совсем уж смешной. Оказывается, балтское население в прошлом проживало на территориях, чуть ли не соизмеримых с европейской частью современной России. И только приход славян (когда читаешь современный вариант истории, то начинаешь понимать, что славяне в 6 веке, придя из ниоткуда, появились сразу всюду), ассимилировал данный автохтонный народ. Вот так.

Но не буду говорить обо всех. Например, академик В.В.Седов также исследовал проблематику распространения гидронимов западнобалтийского типа. Он писал: «В настоящее время распространение в верхнеокском и левобережноднепровском регионах вкраплений гидронимики западно-балтского облика может быть обусловлено только миграциями потомков племен зарубинецкой культуры. Как известно, в сложении классических зарубинецких древностей Припятского Полесья и Среднего Поднепровья ведущая роль принадлежала поморской культуре… На всем пространстве расселения зарубинецких племен исследователями фиксируются географические названия западнобалтских типов(54).
Зарубинецкая археологическая культура железного века  (3 в. до н. э.- 3 век), по мнению большинства ученых, создана под непосредственным влиянием кельтов латенской культуры. Я уже указывал на то, что в её формировании особую роль сыграли бастарны и другие галльские племена, мигрировавшие в Прикарпатье под давлением Рима. Другими словами, академик указал на то, что происхождение «голядских» топонимов напрямую связано с племенами, основанными галлами (кельтами). Почему Седов связывал распространение гидронимики в Верхнем Поочье именно с Зарубинецкой культурой? Да потому, что область её распространения от Западных Карпат до верховьев Днепра ближе всего к территориям, которые он изучал. Не отрицая возможности происхождения голяди от галлов- бастарнов,  я, тем не менее, не вижу проблемы в увязке происхождения как галиндов, так и голяди от галичан Западной Прибалтики, которые являлись прямыми генетическими родственниками галлов-бастарнов. В любом случае, происхождение и галиндов и голяди следует связывать с галльскими племенами, говорящими на славянских языках и отметившихся в области  распространения этих двух племён богатым «галльским» ономастическим материалом. Связывать же явно балтославянскую (галичанскую) топонимию с фантомными балтскими племенами, говорящими, «видимо», на балтских языках, просто некорректно. Но, очевидно, давление мощных стереотипов о происхождении Руси и истории Европы, пугающих многих ученых прослыть «славянофилами», не позволило уважаемому мной академику продвинуться в этом вопросе дальше компромиссных заявлений о том, что «западнобалтийскую общность» можно назвать «периферийнобалтской», которая «… может быть» занимала «какое-то промежуточное положение между западными балтами и славянами». Вот так, оказывается, что поморы, галичане, руги, волинцы и т.д. произошли от латышей, а на западе Балтики они создали балтскую периферию, которая «может быть» занимала какое-то промежуточное положение. Не понимаю, как можно так легко всё переворачивать с ног на голову? Разве не очевидно, что латыши, летты, жмудь и т.д. никогда не были народами, способными к экспансии, в результате которой они смогли бы создавать цивилизации на «периферии». В то время как галичане (западные славяне) - это народ, который с древности отметился во всех уголках Европы.

Естественно, что в ареале Зарубинецкой культуры, как и в районах проживания голяди, галиндов, пруссов, латгалов, леттов и т.д., присутствуют названия западнобалтийских типов, встречаемых в Поморье. Налицо историческое наследие галичан-волинцев-рутенов-ругов-руссов. Или попросту галлов.  Это они подмяли под себя прибалтийское Поморье и Карпаты. Это они, а не готы прошлись с мечом, продвигаясь от Балтики к Дунаю, проникая не только в Балтийский регион, но и далеко вглубь Восточной Европы. Это они, расселяясь вслед за родственными вендами, проникали по всем рекам балтийского водостока, ассимилируя древнее индоарийское и финское население. Это они оставили после себя в Восточной Прибалтике богатый ономастический материал, среди которого мы найдём и этнонимы: галинды, литвины, земгалы (семигаллы), латгалы и др. Многие из племён галичан, переселившихся на восток Европы вошли в этногенез с восточными племенами славян (мурдасов, кривичей, радимичей и т.д.), а также на севере и в Восточной Прибалтике с финно-угорскими племенами. В дальнейшем некоторые из этих племён имели сложную историю, связанную с неоднократной сменой доминирующих над ними этносов (например: датчан, русских, шведов, немцев). В результате данного процесса от большинства этих племён остались только галичанские этнонимы (пример: земгалы – галлы семноны) и местная топонимия.

Я думаю, что голядь - это реликт такого переселения галичан. Реликт – потому что, обособившись в лесной глухомани Центральной России, галичане смогли прожить здесь долгое время, особо не контактируя с другими племенами. Когда и откуда проникли сюда племена, явно связанные не с балтами, а с галлами? Обратимся для решения этого вопроса к археологии.

Формирование голяди историки не без основания  связывают с Мощинской культурой, возникшей в 4 веке нашей эры. Сразу отмечу, что погребальный обряд мощинцев ничем не отличался от погребального обряда индоарийских племён северной части Восточной Европы. Они сжигали покойников и хоронили их под курганами. Мы помним, что именно галлы были особыми приверженцами кремации. Данный факт также явствует не в пользу того, что голядь была «балтским» племенем, говорившем на каком-то «балтском» языке.

 

 

Рис.18. Карта археологических культур России. Середина 1 тысячелетия нашей эры.

 

Если мы посмотрим на карту археологических культур лесной и лесостепной зон центральной России, то обратим внимание, что все они сформировались в одно и то же время. Не насторожить это может только того, кому не интересна история России. Ясно, что данные культуры возникли из-за определённых исторических событий. Ясно, что в лесостепную зону Центральной России, Украины и Белоруссии одновременно мигрировала большая масса племён, которая, вступая в контакт с аборигенами, сформировала данные культуры. Не увязать дату их возникновения с конкретными историческими событиями - непростительная недальновидность историков, занимающихся данными вопросами. По сути, здесь всё предельно ясно и просто. Сюда после поражения от гуннов бежали в 375 году те, кто восемью годами до того, вторгся на территорию Русколани с Дуная. Имя им галичане. Отсюда и дошедший до нас этноним голядь.

Особо отмечу, что все племена археологических культур, указанных на карте, практиковали кремацию.

Естественно, что артефакты Мощинской культуры ближе к Зарубинецкой культуре и к культурам Западно-Балтского комплекса, чем к южной Черняховской, в которой преобладали скифо-сарматы.  Ведь пробыв хозяевами Русколани всего 8 лет, галичане физически не могли создать достаточный для их идентификации археологами собственный культурный слой земли. Поэтому однозначно, что голядь сформировалась из бежавших с юга галичан, а также из проникающих сюда с запада носителей Зарубинецкой культуры и автохтонного индоарийского населения. С галиндами же их сближает то, что основу этих двух племён сформировали именно галичане. Только на территорию Галиндии галичане проникали через Балтийское море. Общая генетическая основа голяди и галиндов объясняет и близкую ономастическую базу территорий распространения этих племён, имеющую прямые аналоги в местах проживания галлов.

В этом месте я хотел бы вернуться к письму, которое написал князь вятичей  Алып Хаддад Барысу (Святославу Игоревичу). Помните, он писал, что имеет право на княжение над всей Русью, так как вятичи (батышцы), которыми он правил, «являются потомками мурдасов и садумского племени худов, некогда владевшим Русью»(55). Мы уже выяснили, что «худами» булгары называли вовсе не готов, а галичан. Я хочу сказать, что Алып под худами, некогда владевшими Русью, как раз имел в виду племена голяди, на территориях которой в 745 году расселились мурдасы (именьковцы). А владели худы (голядь) Русью после известных нам событий, связанных с разгромом Русколани.

В 8 веке, по данным археологии, в места проживания голяди начинают проникать славяне. Мы уже знаем, что это были мурдасы. Переселившись из исторического поволжского «захолустья», они ничего не знали о галлах и, возможно, даже о римлянах. Поэтому все племена Поочья, которые были сформированы галичанами, они назвали голядью, соблазнившись фонетической близостью этих слов и, возможно, саркастически оценив небогатое житие обитателей Протвинского Полесья.

 

Примечание: при цитировании ссылка на сайт и автора  обязательна.

 

Литература:

48. ПСРЛ. Том 2. Спб. 1908. Стлб 151. С.106.

49. Юлий Цезарь. Записки о галльской войне.

50. Петр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Перевод и примечания В. И. Мутузовой. М., 1997. С. 50.

51. Исторический герб города Белого Смоленской губернии, утверждённый 10 октября 1780 г. // В.И. Лавренов, Гербы городов и районов Тверской области. М. 2004.

52. Топоров В.Н., 1980 - Гаivai - Galindite -голядь (балт. *Galind - в этнолингвистической и ареальной перспективе) // Этнографические и лингвистические аспекты этнической истории балтских народов. Рига, 1980, с.135.

Топоров В.Н., 1981 - Голядский фон ранней Москвы (О балтийском элементе в Подмосковье) // Проблемы этногенеза и этнической истории балтов. Тезисы докладов. Вильнюс, 1981, с. 114.

53. В.Н. Топоров. Древняя Москва в балтийской перспективе // Балто-славянские исследования. М., 1982. С. 15.

54. В.В.Седов. Голядь // I? balt? kult?ros istorijos (Вильнюс: Diemedis, 2000), C.75-84.

55. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г.  С. 96.

 

 

Прочитано 8174 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить