Машков предположительно является архитектором дома Дисана Алексеевича Хлебникова в Можайске (ул. Красных партизан, д.15-17 ).
Дополненная и переработанная статья «Архитектор И.П.Машков» из книги «Историческая панорама Можайска и его окрестностей», Л.И.Крюковой, Л.И.Маркова, Е.С.Тучниной.
Машков И.П. (похоронен 12.08.1945 г. Новодевичье кладбище) «Всегда готовый к услужению Вашего сиятельства» (Машков.)
« Интерес к истории загородного строительства России привёл к тому, что захотелось понять основные принципы, по которым создавались жилища, логику организации жизни наших предков…. Появилось фундаментальное исследование усадебной архитектуры России конца 19- начала 20 веков». (М.В. Нащёкина. «Русская усадьба Серебряного века» Издат. «Улей» 2007 г. «Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма»( 1830-1917г.г.), «Московские зодчие (второй половины 19- начала 20-х веков.») и т.д.
Неотвязчивая мысль - что такое «модерн». Ответ получила только в книгах: модерн сравнивается с разрастающейся массивной кроной дерева и тонким стволом. Чтобы подчеркнуть значимость здания и улучшить условия обозрения, здание кверху утяжеляется. Это своеобразная интерпретация стремлений к органичности форм.
Усадьба Д.А.Хлебникова в г. Можайске пленяла человеческий глаз своей красотой. Поэтому с первых дней после революции каждая организация почитала за честь занять здание. Судя по архивным документам, «юстицию» быстро вытеснил Военкомат, сделав своим главным зданием, а впоследствии несколько десятилетий – это здание ВКПб и комсомола.
Честь, смысл жизни каждого человека – сохранить свою родословную для потомков. Через родословную понимается характер семьи и возможности существования в этом мире. Дерево – без корней, человек- без предков, кто? Исследуя свою родословную, поняла, без знания родословной других семей и истории города, составить родословную невозможно. Так появились единомышленники и, даже, родственники. Сколько рукописных бумаг и книг было просмотрено и прочитано, что-то переписано. Использованы архивы Москвы и Московской области, Истории Москвы, Истории и литературы, литература публичных библиотек, Румянцевской библиотеки. Книги по архитектуре, истории об Уваровых, Машкове, дали возможность предположить, кто мог быть архитектором уникального дома.
«Архитектор Иван Машков», Москва» Русская книга»,2001г. Б.Ю. Бранденбург, Я. В. Татаржинская, А.С.Щенков (авторы), «Архитектура Москвы в прошлом» и другая информация стала основой для размышления.
С графиней П.С. Уваровой у Машкова И.П.сложились очень тесные дружеские и деловые взаимоотношения. Архивные данные подтверждают, что г. Можайск посещался И.П.Машковым благодаря П.С. Уваровой, её деятельной натуры.
Особенностью творческой личности И.П.Машкова- зодчего, было умение сочетать обширную проектно-строительную практику с ответственной организационно-градостроительной, научно-педагогической и общественной деятельностью.
И.И.Машков работал как архитектор в стиле рационального модерна конца 19-начала 20-х веков. Но для частных лиц стиль строений определялся вкусом заказчика.
Свой творческий потенциал реализовать весьма полно позволили его одарённость, широкий круг интересов, необычайная работоспособность, умение сотрудничать с людьми, неизменное доброжелательное и внимательное отношение к окружающим. Современники о нём отзываются, как об обаятельном, добром, общительном человеке, хлебосольном, с устойчивыми семейными традициями, с красивым баритоном. Его высокая деятельность опиралась на трудолюбие, скромность большого человека, стремящегося всю жизнь к самоусовершенствованию.
И.П.Машков творчески решал задачи нового веяния в истории строения в старинных городах. В своих проектах гениально решал проблему малых площадей своих заказчиков, купцов и выходцев из крепостных крестьян.
И так, в 1906г. на 1-ой Афанасьевской г. Можайска выставлен на аукцион один из домов купцов Кубеевых. В.И.Горохов, в своей автобиографии, утверждает, что в 1906г. в Можайск вернулся Дисан Алексеевич Хлебников и построил дом, указав некоторые координаты. Ошибки быть не может, так как перепутать дату своего поступления в институт, подтверждено документами его обучения в Учительском институте.
Собрав множество информации о деятельности и жизни архитекторов, предположила, что архитектором усадьбы может быть И.П.Машков. Делюсь с Вами, дорогие мои Россияне и Можайцы, своими умозаключениями.
Один из приёмов строительства И.П.Машкова, расположение жилого здания и служб по периметру участка с образованием внутреннего дворика. Это соблюдено в нашей усадьбе, учитывая, что первоначально - это участок только Кубеевых. И далее будет предложена информация, как строил И.П.Машков. А Вам, дорогие читатели, в это вникнуть.
В строениях Машкова И.П. подчёркнуто главенство и парадность уличного фасада по сравнению со скромным дворовым ( фото № 1, 2).
Первый этаж - рустированный (облицовка стены у нас не сохранилась), полуподвальный. Это одно из его правил строительства в губерниях, даже в заданиях для студентов.
И.П.Машков применял разделение дома на верхнюю и нижнюю половину поэтажным карнизом- горизонтальной лентой (фото № 1, 5, 11, 12).
Верхний этаж богато декорирован.
Окна второго этажа поставлены плотно, обрамляя их узкими, лишённым массивности, каменными наличниками, опирающимися на консоли. Окна одинаковы и прямоугольной формы. Во внутреннее поле фронтонов – тимпанов помещал лепнину, в виде цветка и листьев. (Присутствие этого элемента имеется на фото № 3, 4). Три окна - с треугольными фронтонами (фото №1), два окна по бокам-с полукруглыми фронтонами, вместо наличников рустированная, выступающая стена (фото № 1, 3, 5, 6, 7).
Имеются даже маленькие розеточки на наличниках под фронтонами ( фото №3,5). Наличие таких элементов обнаружены на не опознанных обьектах И.П.Машкова. ( Архив И.П.Машкова в РГАЛИ).
Боковые окна разрывают верхний карниз на части и поднимают карниз над окнами. Строениям И.П.Машкова присуще разделение карниза на части.
Над карнизами пилоны (кирпичные столбики) с валиками, что делает дом более высоким и величественным.
Столбики соединёны коваными решётками с растительным узором (стиль модерна) (фото № 1, 6, 7,8, 9).
Кухня, расположенная на втором этаже, обязательно связывалась «чёрной» лестницей с другими службами. В нашем случае, выход - с кухни во внутренний дворик или первый этаж. (По планам Московского государственного страхования от 26 февраля 1926г.).
Не мешает отметить, что, даже взгляд неискушённого провинциала, найдёт, что второй этаж дома Д.А.Хлебникова и второй этаж в усадьбе графов Уваровых в Поречье (оконные фронтоны, а может и ещё что?) смотрятся идентично (фото №1, 10).
И.П.Машков первый заменил открытую кирпичную кладку на штукатурку с использованием цветных изразцов и майолики, в частных, губернских строениях. Он указывал на глубокие корни полихромии в русском зодчестве. Чаще всего он использовал Абрамцевскую плитку. В нашей усадьбе и в главном доме, и в хозяйственном блоке это присутствует (№ 3, 5, 7, 8, 9, 11, 17, 18). Дом оштукатурен. Жёлтая плитка с вкраплениями голубой присутствует и в оформлении окон, входных дверей, террасы, столбиков и валиков над карнизами, на фасаде хозяйственной постройки.
В своих творениях И.П. Машков часто использовал лопатки-«кронштейны», декоративно поддерживающие карниз, которых в доме Д.А. Хлебникова предостаточно (Фото № 3, 11, 12).
Присуще его строениям и проектировка центрального входа сбоку, с высокими (трёхступенчатыми) дверьми (№ 11, 19 – фрагмент на входных дверях) и небольшим сандриком над дверью (не сохранился), и в противовес угловому входу с одной стороны, с другой - проектировал рациональную структуру фасада, в нашем случае – террасу (№ 1,9).
Архитектурный орнамент на террасе зрительно ассоциируется с элементом Успенского собора в Кремле (фото № 15, 16). В архивах ИМАО обнаруживаю, благодарность и денежную премию за гениальное решение И.П. Машкова по спасению от уничтожения этого собора. Печально, что исследователи второй половины 20 века неоправданно приписали этот факт лучшему другу И.П.Машкова Ф.О. Шехтелю только потому, что последний был руководителем проекта по спасению Успенского собора в Кремле.
Уникальна оказалась и каменная лестница на террасу (№ 13, 14 ), вход из парка ( ныне исчезнувшая, но просуществовавшая более ста лет и запечатлённая замечательным фотографом Р. Стреловым в газете «Новая жизнь» от 9 августа 2000г.). Суть этой лестницы в том, что первый кто строил каменные лестницы с улицы на второй этаж, был И.П. Машков. Анализ, сделанный архитектором Ю.Б. Бранденбургом по строительству этого периода, приводит к мысли, что остальные архитекторы строили на второй этаж с улицы только деревянные лестницы. По воспоминаниям Н.В.Цвелёвой, лестницы на террасу и внутренняя, входная - белого мрамора.
Надо обратить особое внимание, что в доме Д.А. Хлебникова несгораемое перекрытие Монье.
И.П. Машков отличался большой эрудицией. Изучение зарубежной, технической литературы дало возможность принять правильное решение по спасению собора в Новодевичьем монастыре. В соборе погибали фрески из-за промерзания барабана купола, которые были выполнены в полтора кирпича, очень тонкими, для нашего климата, итальянским архитектором Фиораванти. Фрески на куполе погибали. И.П.Машков предлагает смешанную водо - воздушную систему отопления, при которой в основаниях подкупольных барабанов предусматривались незаметно снизу кольцевые медные трубы- своеобразная автономная система отопления подкупольного пространства и сводов.
Умение И.П.Машкова использовать технические знания, учли и послали за границу для изучения строительства бирж. Эти знания И.П.Машков использовал при строительстве бирж в Москве и Санкт-Петербурге. И они получили оценку лучших бирж в Европе.
И.П. Машков, кроме всего, умел подчеркнуть значимость здания, улучшить условия его обозрения. Думаю, по его совету произошло изменение планов участков Д.А.Хлебникова (№22/116) и Власовых по ул. 1-ой Афанасьевской под № 20/114, которые свой новый дом построили не на 1-ой Афанасьевской, а в переулке (в письмах можайцев), то есть на Сретенской улице. Это позволило произвести обмен земельными площадями. В результате угол Сретенской и Афанасьевской превратился в парк, засаженный элитными породами деревьев, кустарниками и другими растениями из питомников с. Поречья графов Уваровых. Ансамбль объединён металлической оградой с кирпичными столбцами.
Значение семьи графов Уваровых велико не только для всей России, но и для Можайска. Ровесники Ф.А.Уваров и Д.А.Хлебников учились в одно время и в одном Можайском городском училище. Явно общались до того, как Д.А.Хлебников построил этот дом. Интеллигентные люди. Они пытались вывесьти роль маленьких городов России на достойный уровень!
Обнаружено и присутствие И.П.Машкова в Можайске (читайте ниже).
МАШКОВ И.П.(1867 - 1945г., Новодевичье кладбище.)
Биографическая справка.
Иван – осиротевший, привезённой к многодетной родственнице вместе со своей младшей сестрой в город, попадает в бездетную семью купца Павла Машкова. Мальчик понравился своей любознательностью, энергичностью. Родственник Машковых имел межевую артель и очень быстро заметил смышлённого мальчика и начал учить своему делу. Со временем, в связи с болезнью родственника, Иван полностью заменил его. Но идёт время, отец, заболев, умирает, а мать везёт сына в Москву в Училище живописи, ваяния и зодчества, продав лавку. Даровитый юноша принят, впоследствии преподавал в этом училище. Особенностью творческой личности И.П.Машкова – зодчего, было умение сочетать обширную проектно – строительную практику с ответственной организационно – градостроительной, научно – педагогической и общественной деятельностью.
Московское Императорское Археологическое Общество было организовано на общественных началах. Первым председателем этого Общества был Алексей Сергеевич Уваров. После смерти Алексея Сергеевича, МАО возглавляет Прасковья Сергеевна Уварова. Секретарём в МАО был Иван Павлович Машков.
Глубокие взаимоотношения Прасковьи Сергеевны Уваровой и Иван Павловича Машкова можно проследить по письмам из г. Можайска того периода. Она очень коротко сообщает ему, что встречалась со священниками церквей Вознесения и Иоакима и Анны и приедет в Москву такого числа месяца, во столько часов и во столько минут. Следующий документ за подписью двух архитекторов, одна из них подпись И.П.Машкова. Они дали заключение о состоянии церкви Иоакима и Анны г. Можайска. Сохранилось и письмо, где П.С.Уварова сообщает, что желает, чтобы многоуважаемый И.П.Машков продумал проекты на строительство домов на ул. Чернышевского и Левшинском пер. Особенно она отметила его способность на малом участке проектировать и дом, и хозяйственные постройки. Просила его на одном из участков использовать его способности.
Использованы архивы И.П.Машкова из архивов музеев Истории Москвы, РГАЛИ, Гос. Истор. Музей, Гос. Публичная Истор. Библиотека России, ЦИАМ. М.В.Нащёкина «Русская усадьба Серебряного века». Издат. «Улей»2007г., «Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма»(1830 - Архитектура1917г.г.), «Московские зодчие второй половины 19 – начало 20 –х веков» и т.д. Но главной книгой явилась - книга анализ : «Архитектор Иван Машков», Б.Ю.Бранденбург, Я.В.Татаржинская, А.С.Щенков (авторы), «Архитектура Москвы в прошлом» и другая информация стала основой для размышления.
Коренной житель г. Можайска Крюкова Л.И.