Александр Невский и День русской нации

Автор Владимир Куковенко

770 лет назад, 5 апреля 1242 года, произошло  знаменитое Ледовое побоище, в котором князь  Александр Невский  на льду Чудского озера нанес серьезное поражение рыцарям Ливонского ордена.

 Всего за год до этого, после победы над шведами на Неве (1240), князь Александр был изгнан из Новгорода. Правившие городом богатые купцы с осторожностью относились к сильным и своевольным князьям, которым доверяли воинскую защиту своих земель. Когда же немецкие рыцари захватили Псков и подступили под Новгород,    новгородцы вновь стали просить Александра возглавить их  рати.   Великий князь Ярослав, отец Александра Невского,  сначала решил послать к новгородцам старшего сына Андрея и лишь в ответ на повторные настойчивые просьбы отправил на север Александра.

Историк В.И. Буганов  так описывает эти   события:

. В 1240—42 немецкие крестоносцы, датские и шведские феодалы активизировали агрессивные действия, воспользовавшись ослаблением Руси, земли которой в это время разоряли монголотатары хана Батыя. В 1240 шведы были разгромлены в устье Невы (см. Невская битва 1240), но крестоносцы Ливонского ордена захватили Изборск, а затем при помощи изменников-бояр во главе с посадником Твердилой Иванковичем — Псков. Взяв Копорский погост (1240), крестоносцы построили здесь крепость. В 1241 они планировали захват Великого Новгорода, Карелии и земель в районе Невы. По просьбе вече в Новгород прибыл князь Александр Невский, покинувший его зимой 1240 после ссоры с частью новгородских бояр. Собрав войско из новгородцев, ладожан, ижоры и карелов,, он выбил в 1241 тевтонских рыцарей из Копорья. Новгородское войско, к которому присоединились владимиро-суздальские полки, вступило в землю эстов. Но затем, неожиданно повернув на восток, Александр Невский осадил Псков и вскоре освободил город. После этого он снова перенёс военные действия в землю эстов с целью предупредить сбор главных сил крестоносцев и вынудить к преждевременному для них выступлению. Рыцари собрали большие силы и, будучи уверены в своей победе, двинулись на восток. Близ селения Хаммаст русский передовой отряд Домаша и Кербета обнаружил большое рыцарское войско; в бою отряд был разбит, но оставшиеся в живых сообщили о приближении крестоносцев. Русское войско отступило. Александр Невский расположил русскую рать (15—17 тыс. человек) в узкой южной части Чудского оз. юго-западнее о. Вороний Камень и навязал врагу сражение в избранном им месте, прикрывавшем пути на Великий Новгород и Псков. Войско противника — ливонские рыцари, рыцари и кнехты (солдаты) Дерптского и др. епископств, датские крестоносцы — выстроилось "клином" ("свиньей", по русским летописям). План врага состоял в том, чтобы ударом мощного бронированного "клина" раздробить и разгромить русские полки. На рассвете 5 апреля 1242 немецкий "клин" устремился на русских и началась битва на льду. Смяв передовой отряд, крестоносцы "прошибошася свиньёю сквозе полк" (через большой полк), считали битву выигранной. Но Александр, ударив по неприятелю сбоку, смешал их ряды и разгромил. Русские войска одержали решительную победу: было убито 400 рыцарей и взято в плен 50, гораздо больше пало на поле сражения кнехтов, а также воинов из чуди и эстов. Разбитые рыцари бежали на запад; русские воины преследовали их по льду озера.

Победа на Чудском оз. имела огромное историческое значение, которое до наших дней пытаются приуменьшить буржуазные немецкие историки. Она остановила продвижение крестоносцев на восток, имевшее своей целью покорение и колонизацию русских земель….

  Орденские рыцари в 1243 "прислаша (послов) с поклоном" в Новгород, отказавшись от своих завоеваний в русских землях; в этом же году был заключён мирный договор между Новгородом и Ливонским орденом. Под влиянием Ледового побоища усилилась борьба против крестоносцев народов Литвы и Поморья.

 Ледовое побоище. занимает также выдающееся место в истории русского военного искусства.

В последнее время споры вокруг Ледового побоища усиливаются. Спорят  о месте этого сражения – есть определенные доводы в пользу того, что оно проходило не на льду Чудского озера, а на берегу.

Расходятся мнения ученых относительно ратных  сил немцев и русских.  Некоторые исследователи полагают, что в сражении приняло участие не более одной-двух тысяч человек с каждой стороны,

 Есть предположение, что  в Ледовом сражении принял участие и монгольский отряд. Повод к этому дает посещение Александром ставки Батыя в конце 1241 года, где он побратался с Сартаком, сыном Батыя. Таким образом, Александр стал названным сыном завоевателя Руси. А мог ли «отец» оставить своего «сына» без воинской помощи в трудную минуту?

Но самые главные споры ведутся о политических последствиях  этого сражения. Остановило ли оно немецкий натиск на Восток, или же его надо отнести к небольшой пограничной стычке, которых в то время было достаточно много?

 Пожалуй,  последний вопрос  является самым важным для определения роли личности Александра Невского в отечественной истории.

   На это вопрос был дан ответ не современниками тех событий, а лишь века спустя. Видимо, православные мыслители первыми осознали тот факт,  что это сражение спасло православие  от унии с католической церковью, или, даже, от полного уничтожения православия на Руси. Поэтому  сражение на льду Чудского озера стало ими восприниматься даже более важным, чем Куликовская битва.

      Со временем сложилась четкая историческая концепция,  в которой  победы Александра Ярославича на Неве и на льду Чудского озера стали восприниматься как результат сознательного выбора князя между Западом и Востоков, между «варягами и обдорами» („Станем к варягам спиной,  лицом повернемся к обдорам!”» - так иронично сформулировал  А.К.Толстой в поэме «Змей Тугарин» свое отношение к подобным идеям). Выражаясь современным языком, Александр Невский на льду Чудского озера сделал свой  геополитической выбор в пользу Востока.

    Спустя века после этой битвы  появилось идеологические обоснования этого выбора:  кочевники не могли угрожать самому важному, что есть у Руси — православной вере (в советские времена ее именовали «культурой»).  Потому Невский вполне разумно смирился с их владычеством. Западные же агрессоры стремились не только к военному завоеванию, грабежу и насилию, но  и к замене православия на католицизм. При этом монгольское нашествие, подобно засухе или урагану, воспринималось современниками как заслуженное наказание свыше. Разумно ли сопротивляться стихийному бедствию? Совсем иное дело — агрессия хорошо знакомых соседей, чьи  религиозные помыслы были хорошо известны на Руси.

    Большинство русских историков и мыслителей последних двухсот лет считали выбор князя Александра мудрым и обоснованным.  Но были и такие, которые  сожалели о таком шаге, полагая, что именно этот выбор положил начало вековой изоляции русского народа от христианской Европы. Но в любом случае подобные разноречивые точки зрения свидетельствуют о том, что Русь в то время находилась перед главным историческим выбором. Александр Невский, даже не осознавая этого, сделал политический выбор за всю Русь     и определил на несколько веков ход отечественной истории.

В 80-х и 90-х годах прошлого века многие политические организации отмечали 5 апреля (в день Ледового побоища) неофициальный праздник День Русской  нации,  призванный стать датой единения всех патриотических сил. Но этот праздник так и не стал  национальным.  Окружение Ельцина, не имея возможности полностью убрать этот день из памяти народа, пошло на  определенные ухищрения.   Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года: «О днях воинской славы и памятных датах России», было введено 16 дней   воинской славы России. День Ледового побоища стал одним из них со следующей формулировкой:

«День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере».

Причем, этот день был перенесен на 18 апреля, что никак не соответствует ни старому, ни новому стилю летоисчисления.  Что за «день славы» ввело ельцинское правительство – до сих пор остается загадкой.

  Но даже эти ухищрения антирусских сил не в силах отнять у России День русской нации, который отмечается 5 апреля по старому стилю, или 12-го по новому.

 

 

 

 

Прочитано 1909 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Верстка сайта