К вопросу о первом летописном упоминании Вереи

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Всё, что мы знаем о мироустройстве – это мнения разных людей, в том числе и ваше мнение, ваши представления, которые сформированы под воздействием полученной извне сведений: фактов, событий, которые мы сопоставляем с личными ощущениями и запоминаем. Поэтому в русском народе сложилась поговорка: «Истина одна, а правда у каждого своя». Вообще-то для того, чтобы относительно верно, воспринимать мироустройство необходимо изучать свою родную речь. Вне всякого сомнения, каждый человек Земли должен знать русскую речь, если ему требуется выяснить своё предназначение в этом мире. Если нет - дышите ровно, жизнь вечная вам не угрожает.

Обращаю ваше внимание на то, что русский язык и русская речь - это не одно и тоже.

Теперь к теме «Об имени града славного Верея, беспочвенных спорах и досужих домыслах». Часть 1. Дата.

Седьмого августа 2021 года старинный и славный город Верея отметил свой юбилей, по официально принятой дате летоисчисления упоминания его имени в русской летописи. Это событие, вне всякого сомнения, всколыхнуло народный интерес к городу и его истории. Но… «отшумели песни нашего полка, отстучали звонкие копыта…». Праздник прошёл – вопросы остались.

Я не против общественно-значимых договоренностей между людьми, обременённых в той или иной степени общественной значимостью для создания некой стройной картины событийного ряда прошлого. Но русский пытливый ум всё время стремиться к познанию. Всё время старается приблизить наши представления к истине. А посему памятуя древнегреческую мудрость «Платон мне друг, но истина дороже» и, отыскав в кладовых человеческого творчества некие, ранее не преданные публичности сведения, хочется возразить тем горе исследователям местного уровня, которые выдают свои представления за истину в первой инстанции.

Напомню, что исследователь всегда формирует своё личное мнение по заданной теме. Совокупность мнений называют наукой, при этом заблаговременно договорившись о том, какого мнения необходимо придерживаться в данный отрезок политического времени и, что считать научным, а что нет. К примеру: доказывать происхождение человека от обезьяны – научно, а от бога или от пришельцев из космоса нет.

Что такое мнение? Это «понятие о чём-либо, убеждение, суждение, умозаключение, вывод, точка зрения по теме, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов или эмоционального отношения к ним». Добавлю, что гипотеза – это тоже мнение. Некоторые слова по-русски. Интерпретация – истолкование темы, исходя из личного понимания. Гипотеза – догадка, требующая доказательства. Итак, возраст города Вереи.

Договоримся о терминах. Город – это крупный населенный пункт, управляемый по особому положению, являющийся административным, промышленным и торговым центром одновременно.

Общепринятой датой отсчёта возраста города Вереи служит утверждение верейского общественного деятеля, учителя и краеведа Сергея Александровича Поспелова. В своей книге «Верея и окрестности», 1971 года издания, Сергей Александрович пишет: «Впервые упоминание о Верее вы найдёте в летописи 1371г…». В какой летописи искать Сергей Александрович не поясняет.

Ему вторят авторы, в соавторстве с генералом МВД В.М. Бурыкиным. В книге «Быль и легенды Земли Верейской» 1997 года издания они утверждают: «Первое бесспорное документальное упоминание о Верее относится к 1371 году». Авторы стараются убедить верейского обывателя в подлинности такого заявления отсылкой к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, известного сочинителя конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века, в том числе автора «Истории Государства Российского». Однако Карамзин также не даёт точных координат загадочной летописи.

Вот что доподлинно мы находим в томе V произведения Карамзина по ссылке №19 : «…Въ одной краткой лѣтописи находится еще слѣдующее извѣстіе о Литовскомъ нашествіи: «Ходилъ Ольгердъ и К.(князь) Святославъ Смоленскій ратью на Москву, и бысть въ 3 часъ нощи по всему небу аки кровь, и по земли снѣгъ аки кровавъ; и взя В. К. Стятославъ Поротву, и отпусти вся люди тоя земли къ Смоленску съ Воеводою своимъ Возгривцемъ, а самъ иде къ Москвѣ, и гнавше Можаичи и побиша Смолянъ на лѣсѣ на Болонскомъ, а полонъ весь отъяша; тогда же и Верею (Ольгердъ и Святославъ) взяша.» (Н. М. Карамзин. История государства российского. Книга вторая.Тома V,VI,VII,VIII. Изданіе пятое въ трехъ книгахъ, заключающихъ въ себѣ двѣнадцать томовъ, съ полными примѣчаніями, украшенное портретомъ автора, гравированнымъ на стали въ Лондонѣ. Изданіе И. Эйнерлинга. 1842—1844г.).

Как видим, и сам Карамзин не знает, что же это за «одна краткая» летопись, в которой упоминается Верея. Однако, как мы узнаем позже, цитату приводит почти достоверно. Вся заковыка в этом «почти». В этой фразе отсутствует вполне значимый для нас фрагмент, который мы доподлинно восстановим. Но верейские авторы безусловно доверяют авторитету российского сочинителя и на поиски таинственной летописи свои усилия не направляют.

В надежде отыскать «истину» открываю книгу Юрия Владимировича Комаровского «Верея. Люди. История. Культура. Экономика» 2007 года издания с предисловием А.Н. Баранова, тогда ещё Главы Наро-Фоминского района. Когда будем разбирать метафизику и мистику городов Вереи и Наро-Фоминска уделим и ему пристальное внимание.

У Комаровского свой взгляд на историю города и его окрестностей. Мимолётом пройдя дату 1371 год, Юрий Владимирович сосредотачивает своё внимание на дате 1159 года, которую нам «предлагает» В.Н. Татищев в своём труде «История Российская…». Тема 1159 года – эта тема для особого расследования и конечно я его проведу, но не в данной статье.

Так как Юрий Владимирович не дал ответ, на интересующую меня тему, пришлось копаться в «хронологической пыли» самому, хотя удивляет, почему Комаровский не довёл свои поиски до логического завершения, а возможность у него была. Достаточно лишь было найти книгу российского историка, профессора Киевского университета Петра Васильевича Голубовского, на которую Юрий Владимирович ссылается в своем исследовании. Но как часто бывает в краеведческих поисках, автор почерпнул свои знания из какой-либо статьи на исторические темы, принял информацию за чистую истину и сформулировал своё мнение без предоставления на обозрение общественности источник своих познаний или делать это не счёл нужным.

Голубовский очень тщательно изучил тему истории Смоленской земли, о чём написал книгу «История Смоленской земли до начала XV столетия». Именно в этой книге, для расширения своего познания, каждый может найти дополнительный материал об истории Вереи, Можайски, если удосужиться её прочитать.

В книге Голубовского каждая историческая дата или событие подтверждается ссылками на источники. Именной здесь Голубовский даёт полное название той самой загадочной летописи, которая и была источником не вполне верной датировки упоминания города Вереи в летописи. Ни Поспелов, ни Бурыкин, ни Комаровский понятия не имели о её существовании. И если Сергею Александровичу такой поиск был объективно не доступен, то Бурыкин Владимир Михайлович, со своими генеральскими возможностями, и Комаровский Юрий Владимирович, уже обладая возможностями интернета, могли озаботиться и установить точную дату упоминания Вереи в русской летописи, о которой так много говорится в местной краеведческой литературе, статьях и передачах, касаемо нашего города.

Что ж я снимаю завесу тайны с этого исторического источника. Верея ведёт своё официальное летоисчисление с записи в «Сказании летом в кратце» Игнатия Смолианина. И вот что там написано: «В лето 6878 ходил князь Литовьскый Ольгерд и князь великый Святослав Смоленскый ратью на Москву, и бысть тогда знамение грозно. В три час нощи створися по всему небу аки кровь. И от того видяшеся по земли снег черлен, аки кровав. И взя князь велики Святослав Поротву и отпусти все люди тоя земли к граду Смоленску, дав им своего воеводу Александра Возгривца, а сам поиде с Ольгердом к граду Москве; и гнавше Можаичи и побише Смольнян на лесе Болоньском, а полон весь отъяша, и бысть зло велико.

Святослав же с Ольгердом быша под Москвою и посад сожгоша и возвратишася въсвояси, тогда же и Верею град взяша». Что не так в цитате Карамзина из летописца Игнатия? Свтослав взял не просто Верею, а град Верею. В этот исторический период Верея город. Понятие города я привёл в начале статьи. Это говорит о том, что к данному событию Верея обладает статусом города и является центром верейской волости.

Бурыкин эту летопись не читал потому, что он даёт в своей книге текст, который изъял у Карамзина, а не у Игнатия. Но и это пока не всё. Теперь остаётся установить дату 1371 или?

В летописце Игнатия есть конкретная дата: лето 6878. В нашем распоряжении полный текст той краткой летописи, на которую ссылался Карамзин. Эта ссылка под номером 19 находится в разделе второго похода Ольгерда на Москву в книге V «Истории государства Российского…». У Карамзина этот период означен между 1370 и 1371 годами.

В нашем распоряжении точная дата второго похода Ольгерда на Москву: 6878 лета от Сотворения Мира. Это летосчисление по Византийскому календарю общепринятой хронологии, введенному византийским императором Василием II. Такой порядок летоисчисления существовал до распада империи, который случился после 1453 года. До этого года действовал так называемый мартовский стиль, то есть новый год наступал первого марта. Поэтому мы легко высчитываем год, тоже так называемого первого упоминания Вереи в русской летописи: 6878 – 5508 = 1370. Сопоставив все известные нам данные, мы можем определить дату: упоминание Вереи в летописце Игнатия Смолианина. Эта дата к декабрь 1370 года от Рождества Христова, так как Ольгерд отошёл от Москвы в середине декабря.

Возможно, круглая дата вносила некоторую искусственность в результаты исследования Поспелова, поэтому в советские времена решили остановиться на дате 1371 года. Возможно, «гуманитарий» Поспелов сам неверно исчислил год похода Ольгерда. Возможно, лета в годы пересчитали по сентябрьскому стилю, который был введен на Руси только после падения Византийской империи, то есть после 1453 года, и значит после написания «Сказания…» Игнатием Смолианином. Однако верным будет считать дату взятия града Вереи великим князем Святославом в союзе с Ольгердом в декабре 1370 года от Рождества Христова по официальной хронологии. Собственно эту дату исчисляет и Голубовский.

Так что и верейские хронокопатели, и наро-фоминские могут спать спокойно. Есть и летопись, и дата упоминания Вереи в русской летописи, которая отличается от общепринятой всего на два месяца. Но уж как заведено в нашей истории общепринятый допуск в плюс/минус километр не является погрешностью. Поэтому Верея славно провела свой юбилей, получила не удобную, но красивую центральную площадь и вполне приличное общегородское благоустройство.

Обращу ещё раз внимание читателя на то, что Игнатий Смольнянин пишет о взятии в 1370 году града Вереи, то есть сложившегося промышленного, торгового и административного центра древней Руси. Этот факт нам понадобиться в дальнейшем исследовании.

Сергей Владимирович Шохин. Верея 15 октября 2021.

Прочитано 277 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить