Тайна древнего городища

Тайна древнего городища

13 декабря в Музее истории Обнинска открылась выставка археологических находок экспедиции клуба «Аркос» в 2007-2008 гг. на древнем поселении «Огубское городище». Выставка будет открыта в течение нескольких месяцев. После её закрытия выставленные предметы «уйдут» для исследования в Институт археологии РАН и подобного комплексного сбора долго не будет.
Последние несколько лет наш клуб изучает древнейшую историю близлежащих окрестностей нашего города. Наши главные объекты: селище раннего железного века (РЖВ) Кривское-3 (Лужки) в зелёной зоне г. Обнинска и синхронное ему Огубское городище, расположенное на берегу Огублянки в широкой пойме Протвы близ г. Жукова.
Из русских летописей известно, что долину Протвы в раннем железном веке заселяло балтское племя голядь. Поскольку сведений о нём в летописях приведено очень мало, то историками предполагалось, что это маленькое лесное и болотное племя, далёкое от цивилизации, живущее рыболовством и охотой с зачатками скотоводства и земледелия. Живёт в таком медвежьем углу, что и писать-то о нём нечего.
Наши раскопки типичного селища этой культуры Кривское-3 (Лужки) сразу же показали, что это далеко не так. Кривское-3 – большое торгово-ремесленное селище, где получали и обрабатывали железо, изготовляли ювелирные изделия тонкой работы из бронзы и серебра, обрабатывали кость, наносили на предметы художественные орнаменты. Жители этого поселения торговали со всеми странами мира. Мы нашли накладку на шлем викинга, изготовленную во Франции – эмаль с позолотой, изображающуя сцену из «Песни о Нибелунгах» - бой Зигфрида с драконом, арабский серебряный дирхем, стекловидные бусы из Причерноморья. На других памятниках этой культуры на территории Калужской области находят клады римских монет и римское оружие.
Земли современной Калужской области долго не входили в состав Киевской Руси, сохраняя свою независимость. Колонизация Волго-Окского междуречья вятичами в IX-X веках обошла их стороной, не пустили они вятичей. Земли племени голядь оставались независимыми до XI-XII веков, когда черниговское княжество стало планомерно осваивать их земли, ставя свои города-форпосты на бывших голядских городищах. Так возникло большинство калужских городов: Козельск, Воротынск, Мещовск, Таруса и др. Население же среди них оставалось голядским, донеся до нас древние названия рек. Почти все реки Калужской области имеют балтскую основу в своём наименовании.
Не успело Черниговское княжество укрепиться на голядской земле, как оно было разгромлено татарским нашествием, а земли вскоре вошли в состав Великого княжества Литовского вплоть до XV-XVI веков, когда они постепенно стали отходить к Москве. И опять голядские земли татарское нашествие обошло стороной. Ко времени вхождения в Московское княжество голядь уже обрусела: люди говорили по-русски и стали православными.
На Огубском же городище оказался совсем другой вещевой комплекс, начиная от посуды и кончая украшениями и оружием. Первое, что бросается в глаза – их очень тщательная отделка. Наш научный руководитель, В.В.Сидоров, предположил, что это поселение принадлежит не голяди, а предкам славян, представленных археологически зарубинецкой культурой. Названия культурам археологи дают по названию близлежащего населённого пункта, где эта культура была впервые обнаружена. Культура названа по селу Зарубинцы вблизи Киева.
По-видимому, какая-то группа населения, вероятно под давлением неспокойных южных соседей, двинулась во II веке н. э. на север и пришла в наши места. Протва с широкими поймами им понравилась, так как напоминала прежние места жительства, здесь они и остались.
Недалеко отсюда есть ещё один памятник зарубинецкой культуры – Анисимовское городище, расположенное на правом берегу Городянки недалеко от д. Анисимово. Это самое впечатляющее городище в наших местах. Расположено на высоком холме с очень крутыми склонами и с хорошо сохранившейся системой земляных валов, на которых в древности стояли деревянные укрепления. Размеры площадки городища очень внушительны, примерно 200х80 м. Оно было открыто в 70-х годах прошлого века нашими краеведами В.А.Ивановым и В.С.Нестеровым. Можно предположить, что на этом городище была княжеская резиденция с замком, а на Огубском – летнее поселение. По-видимому, зарубинецкий князь господствовал над долиной Протвы (здесь более нет таких серьёзных укреплений), а голядь платила ему дань.
В III веке н. э. в Северное Причерноморье пришли германские племена готов, образовавшие своё государство, в зависимости от которого попали все окрестные племена, в том числе и днепровские славяне. Готский историк Иордан, описывая могущество готского короля Германариха, пишет: «Покорил же он племена гольтескифов, тиудов, инуаксов, васнабронков, меренс, морденс…» и т. д. Очевидно, что имеются в виду северные лесные племена голядь, меря, мордва и др.
Тайна взаимодействия двух этносов на Протве скрыта под поверхностью городищ и селищ, расположенных рядом с современным городом Обнинском. Древние городища крепко держат её. И только лопата любознательного археолога может раскрыть эту тайну для истории. Надо успеть сделать это, пока городища, попадающие в эпицентр хозяйственного освоения долины Протвы, не будут бульдозерами окончательно сметены с лица земли.
Несколько слов о том, как реально раскрывается эта тайна. Наши раскопки проводятся под руководством профессиональных ученых из Института археологии РАН в основном силами школьников за счет собственных средств и средств из бюджета, выделяемых на организацию летней занятости учащихся. Мы очень благодарны Центру «Эврика» (директор М.А.Хоменко) и Обнинскому общественному фонду (президент Т.Н.Климакова) за постоянное финансирование наших экспедиций. Экспедиции проводятся в форме летних палаточных лагерей с включением форм детского самоуправления.
В результате нашими экспедициями были получены интереснейшие результаты: мы раскрыли древнейшую историю земель, на которых впоследствии появился г. Обнинск. До наших работ она была известна очень приближённо и неточно. Несмотря на это, нам с каждым годом всё труднее и труднее набирать членов экспедиций среди школьников. В последние годы у них резко снизился интерес к активному познанию жизни, получению новых знаний и навыков, которые может дать система дополнительного образования. Многие кружки Центра «Эврика», в котором работает наш археологический клуб «Аркос», терпят настоящий кризис кадров. Кто уходит в виртуальный мир компьютерных игр, кто в дворовое безделье. Самое главное, что наблюдается видимый разрыв между школьным и дополнительным образованием – попытка набрать членов клуба через школы терпит полный крах. Получается, что ни школы, ни родители не заинтересованы во всестороннем развитии детей.
Но ведь изучение истории, с помощью археологии в том числе, это и есть настоящее воспитание патриотизма, что является непременной задачей при формировании гражданина. Почему-то считается, что патриотическая работа – это встречи с ветеранами Великой отечественной войны и рассказ об их подвигах. Да, их подвиг велик, но понятие патриотизма шире. Патриотизм – это любовь, понимание и восхищение всей нашей историей. Именно этому мы и учим в археологических экспедициях.
Я обращаюсь ко всем педагогам, родителям и ученикам – если хотите воспитать из своего ребёнка настоящего патриота и гражданина, направляйте его в нашу экспедицию. В школьной археологической экспедиции сочетаются сразу несколько положительных моментов, которые трудно найти при других формах летнего отдыха: воспитание патриотизма, приобщение к настоящей, а не выдуманной научной работе, ускоренная социализация личности подростка в условиях самоуправляемого лагеря, оздоровление детей при умеренной физической работе на свежем воздухе и хорошем питании. Мы с удовольствием примем также родителей и учителей. Телефон для связи 6-75-09.
В.Тарасов, руководитель клуба «Аркос».
 
 
Прочитано 3210 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить