Стараниями Ярославы Владимировны, активнейшей участницы нашего семейного поиска, была найдена фотография Фомы Несторовича Куковенко.По крайней мере, в том, что на фотографии именно Фома Несторович, твердо уверен нынешний владелец фотографии Владимир Федорович Моторико, который является его потомком по женской линии.
В 80-е годы XIX века Фома Несторович переселился с семьей из Изубрей в Казимирово.и стал основателем линии Фоминых. Об этом замечательном человеке можно прочитать в статье "Линия Фоминых".
Как мы предполагаем, один из младших сыновей Фомы, Сергей, в 1914 году переселился в Смоленскую губернию в деревню Голенищево. Впоследствии его потомки стали писаться Куковенковыми.
Эта фотография всех нас радует, поскольку есть возможность увидеть своего далекого предка и родственника. Но, к сожалению, по поводу этой фотографии есть и некоторые сомнения. Они заключаются в следующем: Первые фотографические ателье в России появились в конце 60-х начале 70 гг. XIX века и находились они первоначально лишь в крупных городах. Возможно, что в это время Фома выезжал по своим делам в один из таких городов (Могилев, Смоленск, Санкт-Петербург...) и там сфотографировался. Но не сама возможность такой поездки вызывает сомнения, а возраст человека на фотографии. По нашим подсчетам, Фома родился не ранее 1820 и не позднее 1825 года. Следовательно, во время фотографирования ему могло быть около 50 лет, а то и больше. На фотографии же мы видим мужчину около 35 лет, у которого, похоже, и седины нет
Можно сделать предположение, что Фома сфотографировался раньше, допустим, в 50-е годы. Уже тогда существовала техника фотографирования, так называемый дагеротип (по имени изобретателя). Но дагеротипы были очень дороги, и сделать свой дагеротипный портрет было по карману лишь состоятельным людям.Вряд ли крестьянин Фома мог пойти на такие траты. К тому же, дагеротипы делались в студиях, которые зачастую представляли собой хорошо обставленную комнату: столы, кушетки, кресла, вазы с цветами, портьеры. На нашей же фоторгафии не то что обстановки, но и задника нет.
Не исключено, что эта фотография была сделана в Изубрях. Какой-то заезжий фотограф сфотографировал Фому дома. В этом случае фоном служила простынь или кусок белого полотна.
Но фотографы стали разъезжать по стране значительно позднее, когда техника фотографирования упростилась и появились более легкие фотоаппараты. Похоже, что наша фотография сделана не ранее 80-х годов XIX века, когда Фоме было уже за шестьдесят. Следовательно, на фотографии не он. Как предположила Ярослава Владимировна, это фотография старшего сына Фомы, Ивана. Именно он подходит по возрасту.
На 80-е годы указывает и паспарту фотографии с гербом Санкт-Петербурга.
При увеличении фотографии видны следы довольно небрежной ретуши. Ретуширована голова мужчины, но при этом борода не тронута. Со стороны его правой руки видны какие-то пятна - возможно, это плохо заретушированный студийный задник. Это заставляет думать, что мы имеем дело не с подлинной фотографией, а с ее повторением. В детстве среди семейных фотографий мне часто попадались подобные снимки - более тусклые, чем подлинные, со следами не слишком аккуратной ретуши.
Учитывая все это, могу предположить, что наш фото-портрет сделан методом перефотографирования. Подлинная фотография представляла собой какой-то групповой снимок (возможно, это была крестьянская семья, члены волостного правления и т.д.). Фотографировались в студии - об этом косвенно свидетельствует и следы разрисованного задника, и то, что правая рука мужчины слегка согнута. Возможно, он ею опирался на плечо сидящего человека или на студийную тумбу (такое положение рук часто встречается на старых фотографиях). Спустя какое-то время (возможно, уже после его смерти) родственники решили сделать отдельный портрет этого мужчины. Фотограф заретушировал фон вокруг него на общем снимке и перефотографировал с увеличением. Готовую фотографию вставил в новое паспарту.
Заинтересовала нас и одежда этого человека, поскольку по ней можно приблизительно судить о времени, когда сделана фотография. Если на нем длинополый сюртук , то эту фотографию можно отнести к 70-м и, даже, к 60-м годам. Ниже помещена фотография этих лет состоятельного человека (дворянина или отставного офицера) в длинополом сюртуке. Поскольку Фома был крестьянин, то и сюртук на нем был поплоше и сидел он мешковато, и не было галстука, но, как кажется, он был сфотографирован почти в такой же позе и в схожей обстановке.
Помещаю и следующую фотографию, на которой сфотографирован купец в сюртуке. Сюртук на нем похуже, чем на фотографии выше, да и сидит не слишком хорошо. Эта фотография дает представление, о том, что низшие сословия были не особенно требоваьтельны к своей одежде.
Примечательна эта фотография и тем, что на ней запечатлен Иван Григорьевич Фирсанов, серпуховской мещанин, ставший в Москве купцом-миллионером. Именно он в Могилевской губернии проворачивал свои аферы с лесом и барскими усадьбами.В статье "Линия Фоминых" уже делалось предположение, что с этим человеком мог сталкиваться - возможно, что и сотрудничал! - Фома Несторович во время исполнения обязанностей волостного старшины в Любавичах.
Но, вернемся к предполагаемой фотографии Фомы Несторовича.
Поскольку мы имеем поясное изображения, то нельзя с уверенностью говорить, что этот человек одет в сюртук. В восьмидесятые годы в странах Европы стал популярным пиджак - укороченный сюртук. Очень быстро он прижился и в России. Если предположить, что человек на фотографии одет не в сюртук, а в пиджак, то это уже 80-е или даже 90-е годы.
Еще одна особенность этой фотографии в том, что она зеркально перевернута. Об этом можно судить по сюртуку, который застегнут на левую сторону. Это вновь косвенно указывает на то, что мы имеем дело с повторным снимком.
Вот так должен был выглядеть подлинный снимок.
Таким образом, эта фотография приподнесла нам одни загадки.
Будем надеяться на то, что дальнейшие поиски помогут ответить на вопрос, кто же изображен на фотографии и когда она сделана.