часть I
Из материалов можайских краеведов Н.И.Власьева, В.И.Горохова
Казаки в Можайске
Во второй половине царствования Ивана IV Грозного особое значение имели меры для обороны южной границы государства и для заселения так называемого «дикого поля» на юг от Оки. Прежде границей московских владений с юга был берег средней Оки, но во время Ивана IV уже много русских людей поселились за Окою, южнее тех крепостей, которые там стояли для обороны границы. Выходя на «украйну» или «дикое поле» русские люди становились там вольными казаками. Над ними не было никакой власти, кроме их выбранных атаманов. Московское правительство знало о существовании на «поле» казаков и нередко сами нанимали их к себе на службу в борьбе с татарами. В 1571 г. в Москве на совете был выработан общий план действий казаков и московских войск. По этому плану стали строить города, выставляя их все южнее и южнее, важнейший из них – Белгород. Для службы в городах, станицах и сторожках, сверх тех людей, которые были присланы из Москвы, набирали людей из казаков и местных поселенцев. К концу ХVI века «поле» до верхней реки Ворсклы и северного Донца было занято крепостями и вошло в состав Московского государства. Казачество, которое не хотело подчиниться государственной власти, ушло к югу и обосновалось на низовьях Донца и Дона, отчего и называло себя «низовым». Еще в ХIV веке себя называли казаками люди «гулящие», т.е. свободные и не приписанные ни к какой тягловой общине. Они нанимались на различную работу. Таким образом сложились два основных признака, которые отличали казаков от другого населения: во-первых, свобода личная и свобода от тягла, во-вторых занятие добывающей промышленностью – солеварением, рыболовством. Позднейшие казаки отличались от древнейших только тем, что усвоили еще третий признак – военные занятия. По занимаемым землям, единству управления, казаки каждого именования образуют отдельное войско под началом атамана: Донское казачье войско, Уральское, Оренбургское, Терское, Кубанское. О казачьем войске Суворов говорил: «Казаки – глаза и уши армии» (словарь В.Даля, том II, стр. 72). Про Донских казаков у Даля есть пословицы «Коли казак, так и с Дону», «Казак Донской – что карась озерной: икрян (и прян) и солен», «Пришли казаки с Дону, да прогнали ляхов до дому». Уже в начале XVII в. существовал казацкий приказ (161. Он заведовал атаманами и всем вообще казачьем войском, т.е. кормовым и беломестным, служившим в коннице и пехоте, как в Москве, так и других городах. Немалую роль в защите Москвы и Можайска сыграли казаки в смутное время польско-литовского нашествия. В 1616 г. можайский воевода князь С.Д.Шаховской, в Москву послал сведения, что у него в Можайске 44 казака с пищалями. Из «Книг разрядных по официальным оных спискам», т. I, изд. 1853 г., С-Петербург, я узнала, что стольник и воевода князь Петр Пронский и Иван Колтовский писали (7125-1617) государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу, что они в Можайске, а в Доробуже находятся литовцы, затем они пришли к Можайску и стали в Колоцком монастыре. На борьбу с польско-литовскими захватчиками Михаил Федорович под Можайск направляет из городов: «Володимерцов 69 ч., Суздальцов 92 ч., Юрьевцов 64 ч., Переяславцов 54 ч., Муромцов 44 ч., Нижегородцов 126 ч., Арзамазцов 224 ч., Лушан 35 ч., Гороховцов 10 ч., Ростовцов 26 ч., Ярославцов 295 ч., Кашинцов 88 ч., Романцов 55 ч., Вязмич 20 ч., Дмитровцов 33 ч., Дорогобужан 35 ч., Клинян 1 ч., Мецян 52 ч., Соловлян 1 ч., Можаич 26 ч., Звенигородцев 2 ч., Мещенин 1 ч., Рязанцев 145 ч., Коширин 56 ч., Тулян 56 ч., Серпухович 18 ч., Торушан 62 ч., Ряшан 45 ч., Мещерян 93 ч., Коломнич 44 ч., новокрещонов и татар Московского уезда и боровских и Серпуховских 90 ч., иноземцов разных городов помещиков 70 ч., Бельских Немец 60 ч., атаманов и казаков Ростовских и Белозерских 21 ч., всего 2150 ч. Да Казанского приказу Понизовых городов по списку 1364 ч.». Посланы были казаки Алатарские 52 ч., Курсмышские и Мурашкинские 98 ч., и всего Понизовых городов детей боярских и татар и казаков 1364 ч. Атаманов и казаков 1500 ч. По государеву приказу быть им «в Можаеску Лета 7126 г. Октября в 27 день». «Июля в 21 день (161» Михаилу Федоровичу из Можайска писали «…переехал к ним от Литовских людей атаман казачей Гаврило Черницын, а в разспросе сказал, что Королевич и гетман со всеми людми из под Борисова пришли к Можайску на осаду». В сентябре 1618 г. Владислав от Можайска со всем войском пошел по московской дороге к Москве. На их пути встали дворяне, дети боярские, стрельцы, сокольники, «да казаков старых Можайских сидельцов с атаманом с Семейкою Бобыниным 50 ч., Третьяковы станицы Куликова с 2-мя есаулами 62 ч., Ивановы станицы Беложа с есаулом 16 ч»… «В Борисове городище Можаитин Истома Ерофеев, а с ним стрельцов и казаков 50 ч.».
В 1619 г. на защиту Можайска наряду с боярскими детьми, стрельцами, воротниками, посадскими людьми пришли с атаманом Иваном Шумовым 100 ч. казаков, Можайские жилые казаки 44 ч. Из «росписных книг» известно, что в 1617 г. за оборону Борисова городка четырем казачьим атаманам было вручено «по половинному золотому московскому, шести есаулам по золотому новгородке, 196 казакам и 4 пушкарям по золотой московке». Казаки наделялись землями: «Да в селе же Борисове были Государевы пашни двести пятьдесят десятин, и та Государева пашня по Государеву указу отдана беломестным атаманам, есаулам и казакам 135 года июня в 14 день». Земли казаки Борисова получили и в 128 году, «…дано атаманам, есаулам и казакам 33 ч. Государем десятина пашни в пустошах, а всего им дано три тысячи сто девяносто четвертей». В книге «Дела разных городов» (кн. № 19) в сметной книге Борисова городка 174 г. отмечено: «Борисоглебский собор (каменный шатровый) – в валу, где был острог..., а Воскресенская церковь – за валом в Казачьей слободке». Можно сделать предположение, что эту церковь построили казаки в своей слободке. Казаки жили в г. Можайске и в слободках, наделялись землями в Можайском уезде. Казаки были поселены в селе Чертаново, это село одно время называлось Казачьей слободкой. В Можайских актах за 1668 год есть запись, что церковная земля Архангела Михаила за посадом… владеет той землей по грамоте великого государя той же церкви Архангела Михаила церковный дьячок Гараска Иванов: на церковном месте часовня, пахотной и дворовой земли десятина, в межах с этой землей с трех сторон земля казачья пахотная. С четвертой стороны от Можайска дорога большая на Москву. С левой стороны едучи из Можайска на Москву отхожая земля в казачьем поле, в двух местах, да за оврагом земли дестина, да «около тое Архангельские земли в межах обошла земля пахатная казачья. Писана земля по сказке и по отводу соборного попа Дмитрия». Следующие записи: «Церковная земля Николая чудотворца Мокрова,… по досмотру церковные земли один огород…, круг того церковного огорода в межах огороды казачьи»; «на реке Мжути по леву Ворской дороги земля можайских казаков», имели казаки и лесные наделы – на реке Мжути в с. Новом церковная земля Покрова Богородицы. Церковные земли с двух сторон дороги проселочные, с третьей стороны р. Мжуть, а с четвертой сторны леса казачьи, границ нет, вокруг д. Каменки были леса казачьи; «Церковная земля Ивана предтечи в казачьей в Сурине слободке». Никольская слободка «В той же слободке Соломиной станицы казак Мамонка да Ганька Федоров с товарищи против Благовещенского монастыря пахали под капусту и под конопли по смете десятину с четью, оброку 5 алтын взято». Казаки не только несли службу, но как видим занимались земледелием и вели торговлю. «В Можайске на торговище лавка можайского служивого казака Дружинки Лебедева в окладе шесть денег» (Мож. акт., стр. 94); «Да в Можайску ж на посаде на площади торг... место анбарное Онтипка казака» (Мож. акт. Стр. 40). Не обошли стороной легенды и предания о казаках. Можайские краеведы в 20-30 годы ХХ в. записывали легенды, предания. У Н.И.Власьева (зав. краеведческим музеем 1934-3 есть запись. Эту историю рассказал ему Маталин. Якобы за д. Отяково есть место называемое «казацкой сечи», где крестьяне д. Чертаново до 30-х годов имели покос. В конце XVIII столетия его прадед нашел там в земле в срубе клад – бочонок серебра, но спуститься за ним, чтобы извлечь в момент находки не решился ни прадед, ни его спутник – тезка Иван, боясь, что его убьет другой. Они поехали домой ни с чем, чтобы обдумав положение, вернуться за кладом. Но клад увезен был уже проезжавшим казаком из Чертаново – Казачья. По доступным материалам мне удалось узнать следующее о казаках на можайской земле. В 1625 г. в Можайске было беломестных казаков 149 ч., воевода города Петр Андреевич Волконский; в Борисове Григорий Левшин, а с ним беломестных казаков 113 ч. В 1630 г. в Можайске 135 казаков. В Борисове из Ржева Семен Толбугин, а с ним беломестных казаков 2 человека, есаулов 2 ч., казаков 100. В 1632-33 гг. в Можайске воевода П.А.Волконский, а с ним 2 атамана да 2 есаула, казаков 133. В 1636 г. в Борисове беломестных казаков с 2 атаманами 89; в Можайске белометных казаков 64; да старых жилых казаков 28 ч. В 1672 г. воевода города Воейков передал новому воеводе И.А.Аксакову по «росписному списку»: «можаичей рейтарского строю, что были преж сего беломестные казаки на конях, а у них ружья, по коробину да по паре пистолей». В списке значились Иван Григорьев сын Ларионов, Евпифей Андреев, а всего 33 ч. В следующем списке: «можаичи драгунского строю, что были преж сего беломестные казаки на конях с ружьями, а у них государева ружья мушкеты» всего 30 ч. Один из них Василий Ларионов. Из этих данных можно предположить что Ларионовы, Андреевы были из казаков. В 1771 г. по Указу императрицы Екатерины II была учинена межа г. Можайска в городской округе. План подписали от купечества поверенный Игнатий Тучнин и понятые «из слобод прежних служб, служилых людей положенных в подушный оклад казаков» Суриной слободки – Тимофей Борщиков, Стрелецкой – Василий Авчинников, Заруцкой – Лукьян» (фамилия не прочитывается). Известно, что в этих слободках проживали казаки. С XVII века казачество в России было привилегированное военное сословие, опора самодержавия. В Первую мировую войну выставило около 300 тыс. человек. В Гражданскую войну зажиточные казаки воевали на стороне белогвардейцев, беднота – за советскую власть. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в ВОВ.
Литература
Проф. С.Ф.Платонов «Учебник русской истории», изд. 4-е, С-Петербург.
«Настольный энциклопедический словарь», т-ва Бр. А. и И.Гранат и Ко, изд. 6-е дополненное, М., 1903.
Владимир Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», т. 2, изд. 1881 г.
«Советский энциклопедический словарь», М., 1983 г.
«Энциклопедия Российской монархии», М., 2002 г.
«Можайские акты» Дионисия (1506-1775 гг.), часть I
Из материалов можайских краеведов Н.И.Власьева, В.И.Горохова Материал взят с сайта "Форум казаков"