Гальчинское городище: путешествие с размышлениями

Автор

 О Гальчинском городище, расположенном в Можайском районе, сведений, практически, нет. На просторах Интернетв постоянно повторяется  одна и та же крошечная информация:

 

"Летописный город Галичичи Смоленского княжества.

Адрес.

Россия, Москва и Московская область, Можайский район, д. Гальчино

Общее описание.

Галичичи — исчезнувший город Подмосковья.

Город Галичичи упоминается в завещании Ивана Калиты:

…А се дал есмь сыну своему Андрею Лопастну северьску, Наружниньское, Нивну, Темну, Галичичи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев, а села Талежьское, Серпуховское, Колбасиньское, Нарьское, Перемышльское, Битяговское, Труфановськое, Ясиновьское, Коломенское, Ногатинское…

В настоящее время град Галичичи отождествлен с Гальчицким городищем на западе Московской области".

Некоторые сведения о Гальчинском городище сордержаться в дессертационной работе  Б.Е.Янишевского "Можайск и его округа в 11 -15 вв"(2008г), которая позднее была переработатна автором в книгу .Но и эти сведения крайне скупы:

"Гальчинском городище в верховьях р. Протвы (Кренке, Янишевский, 2000; Кренке, Янишевский, 2001). В процессе этих работ было исследовано городище и его вал, определен характер памятника - место дислокации воинского отряда, возможный центр волости Поротва.

 

Около городища Гальчино- на р. Протве сосредоточено . несколько памятников археологии и более раннего  времени: селище; которое можно назвать посадом (Гальчино 1); селище Гальчино 2 и курганный  могильник; Бартенево (таб. 5). Все эти- памятники возникли еще в  12 веке. Неукрепленный мыс самого большого селища — Гальчино 1, имевшего площадь около 1 га, позже, в 14-в., был укреплен валом и рвом (таб. 17). При  раскопках 1996 и:1998г.(Кренке,Янишевский; 2000; с. 598-620) на городище: Гальчино было исследовано жилище, в подпечной  яме которого  найдена керамика курганная и серая Г2-13 вв:, а также лепная, неопределенная (таб; 25-27).

автором были произведены раскопки  на городище Гальчино (40 кв. м) в 1996 и 1998 годах".

Но отчеты об этих раскопках, к сожалению, в общедоступном пользовании до сих пор не появились,

В 2011 году Первый канал российского телевидения показал не очень серьезный сюжет о Гальчинском городище. Неумная погоня за сенсацией привела к тому, что у телевизионщиков появилась детская страшилка вместо интересного и увлекательного рассказа о древностях Подмосковья. Но, все же, эту страшилку я помещаю на страницах сайта - пусть читатель наглядно представит, во что можно превратить многовековую и кровавую историю Родины стараниями нескольких неумных людей.

 

 

28 ноября 2011 года Первый канал

Ищем призраков

 

Местные жители и даже егеря обходят стороной одну поляну в Можайском лесе. Говорят, здесь каждый год пропадают люди. Один егерь рассказал, что однажды ему будто бы кто-то запрыгнул на спину и начал душить. Когда мужчина резко обернулся, вокруг стояла пелена.

Мы отправились в Можайский лес вместе с экстрасенсом Зираддином Рзаевым и местным охотником Сергеем. Уже на поляне экстрасенс почувствовал что-то не доброе. По словам специалиста, в этом месте плохая аура и доносятся женские крики. Упоминаний об этом месте очень мало. Известно, что его называли Гальчинским городищем. По легенде в XIII веке здесь заживо сожгли несколько сотен человек.

По мнению экстрасенса, жители городища были язычниками - они убивали людей, разжигали огромные костры и приносили человеческие жертвы. А ещe Зираддин услышал странное слово - Амелон. По одной из версий, это имя вавилонского царя, который правил почти 40 000 лет. По второй версии, так назывались мифические врата, пройдя которые можно было найти сокровища.

Следы раскопок видны повсюду. Возможно, когда-то здесь был древний курган. По мнению экстрасенса, именно из-за этих раскопок и появились призраки. Но даже медиум не смог объяснить, что хотят сказать умершие.

                                     ***

 

На территории Подмосковья были древнерусские города, возникшие и в послемонгольское время. К ним, в частности, может быть отнесено Гальчинское городище в верховьях р. Протвы в Можайском районе. Рядом с хорошо укрепленным небольшим по площади кремлем — обширный посад.

На территории городища и на посаде нет находок ранее второй половины XIII в. Представлена в основном керамика XIV— XV вв. Не исключено, что это городище и посад — остатки древнерусского г. Галича, упоминаемого в более поздних письменных источниках.

    ***

Авторское путешествие к городищу

 Отсутствие информации  по одному из самых примечательных можайских древних поселений и заставило меня совершить самостоятельноле путешествие к Гальчинскому городищу. Да и совестно стало перед своими читателями за то, что не могу им красиво и подробно рассказать о тех примечательных исторических  местах, рядом с которыми я живу.

Находится городище в 30 километрах на юго-запад от Можайска. Вначале надо доехать до села Цезарева (29 км), а потом ехать на запад  до села Гальчино (4 км). Далее пешком через поле и лес к берегу реки Протвы.

Первая поездка была неудачной. Местных жителей я не стал распрашивать, посчитав, что без труда выйду к городищу, которое, как описывается в некоторых справочных материалах, находится в 1.5 км на северо-восток от Гальчино.

Бодро пройдя скошенное  поле, я углубился в небольшой лес, заваленный буреломом, по которому  и двинулся на северо-восток. Прошел километр, другой, сверяясь с компасом. Но  к Протве так и не вышел  и понял, что  иду не туда. Пришлось возвращаться. Вернувшись на край леса, я повернул на запад - в той стороне была Протва. Дойдя до брода, я пошел вниз по течению, посчитав,  что так я верней выйду к городищу. Но скоро начались места нехоженные, заболоченные, заросшие непролазным кустарником. Силы мои на этом кончились и я повернул назад к Гальчину. По дороге набрал подберезовиков  на опушке леса. Это немного скрасило неудачные поиски.

Во вторую  поездку я отправился несколько дней спустя. Приехав в Гальчино, я, прежде всего, постарался  найти местных жителей и поговорить с ними. Нашел одного - звали его Николай  Федорович,- стал расспрашивать о городище. Вежливо ответил на его вопросы о том, почему я  этим  интересуюсь. Когда  взаимное доверие  несколько увеличилось, Николай Федорович  охотно рассказал мне о дороге. Разговорившись, он поведал и местную  легенду. Некогда татары, проходя через эти места, зарыли на городище огромный клад. Но так и не выкопали его: то ли были разбиты и бежали в спешке, то ли погибли все. Много лет назад местный старик, который хранил эти предания,  говорил, что этот клад дастся в руки лишь случайным людям.

Выходит, что если целеноправленно искать этот клад, то ничего путного не выйдет. Рассказал мне Николай Федорович и о том, что в прошлом, 2013 году, какие-то люди  долго копались на городище. Должно быть, черные копатели. Даже эскаватор пригоняли, и с помощью его отрыли огромные ямы. Выкопали даже могильные плиты, которые до сих пор валяются там.

Мучимый все возрастающим любопытством, я не удержался от вопроса:

-Нашли что-нибудь?

-Если и нашли, то вряд ли скажут об этом, -вполне резонно ответил Николай Федорович.

Я вздохнул от разочарования. Поговорил с ним о могильных плитах - как выглядели, из какого камня были сделаны? Эти плиты, если они изготовлены в XIV-XV в.в. имеют огромную научную ценность. Но  Николай Федорович их толком не разглядел, видел, что лежат рядом с ямами,  но особенно  их не рассматривал.  Показал  он   мне, куда идти, и я вновь двинулся на поиски городища. По дороге размышлял о том варварстве, что нынче  царит в стране с охраной памятников истории. Дикость какая-то первобытная... Пришли жадные гробокопатели  и творят что угодно. И некому их остановить..

Прошел поле,  вышел на лесную дорогу и нетерпеливо зашагал по ней. Вроде бы, и идти всего ничего, но чем дальше, тем становилось трудней. Все чаще дорогу перегораживали упавшие огромные  ели с переплетенными  сучьями, торчащими во все стороны. Приходилось или перелезать через  ощетинившиеся   стволы , или  обходить их далеко стороной. Начал уставать. Постоянно чесал голову - чувствовал, как ползают по ней клещи. Вытаскивал  их из волос  и с отвращением давил.

Потом стали попадаться кабаньи следы и места, где они принимали грязевые ванны - ямки глубокие, все изрыто и истоптано как на паханном поле. Стало тревожно - выйдут навстречу  секачи с полуметровыми клыками  - что тут будешь делать?  Жрать им в лесу особенно нечего, а здесь стоит довольно упитанный  человек средних лет- как тут  удержаться голодным лесным зверюгам  и не полакомиться им? На дерево мне  взобраться быстро не удастся - не тот возраст! Замешкаешься немного и  прощайся, Володя, с жизнью.Подумалось мне с омерзением и с содроганием о жалкой моей  смерти в кабаньих пастях... Вот места! как и тысячу лет назад - дебри, зверье, опасность!

Попытался  повернуть влево и выйти к берегу реки, но там продираться сквозь заросли было еще труднее. Снова вернулся на дорогу - хотя и здесь идти тяжело, но все же  какой-то ориентир есть.

Дорога становилась все хуже. Пошли  глубокие колдобины - от метра до полутора. Дорога как бы провалилась  и шла по дну большой канавы или рва. Обходя   эти колдобины, я с недоумением думал о том, какая же это техника так разворотила дорогу? Похоже, что танки здесь проходили в войну.  А может быть, это древняя дорога? За несколько сотен лет ее так раскатали, что она стала значительно  ниже окружающего рельефа. Да и весенние воды  могли ее размыть...

Снова повернул к реке. Кругом кабаньи следы, какие-то ямы - видать, кабаны нарыли, крапива,  упавшие стволы деревьев.  Продрался сквозь этот бурелом и вышел к   заросшему кустами и крапивой крутому склону. Если и была внизу река, то разглядеть ее не удалось из-за густых зарослей.  Спуститься вниз не было никакой возможности. Попробовал пойти вдоль склона, но наткнулся на огромный овраг, перерезавший склон.

Только тут я начал  осознанно понимать, почему славяне осваивали эти места по рекам. Легче проплыть десять верст по извилистому водному руслу, чем продираться  одну версту по такой непролазной чащобе.

Пришлось возвращаться к дороге. Но и она  скоро исчезла, как будто ее и не было. А кругом еловый сухостой с ободранной корой, полуденное жаркое солнце висит над мертвым лесом,  клещи десятками падают с деревьев. Только успевай их вытаскивать из головы...Как тут работал Янишевский с Кренке? Янишевского я знаю - он человек городской, хотя и копает много, но как я успел заметить, к подобным трудностям так и не успел привыкнуть.Видимо,   откопал всего сорок квадратных метров, силы на этом кончились  и он дал деру от клещей, комаров,  кабанов и пугающей лесной обстановки.

Побродил я еще немного в этих дебрях и вновь повернул к Гальчино. Не дается городище, похоже, что  заколдовано!

На опушке леса вновь нарезал подберезовиков - других грибов не было! - и поехал домой.

По дороге все размышлял о том, куда могло исчезнуть городище и где его искать в следующий раз? Пойти вдоль берега Протвы? Или выходить к городищу со стороны Цезарева?

И вдруг как озарило - я же проскочил это городище! Те ямы на дороге, которые я принял за колдобины,  и являлись частью  его валов и рвов! А само городище располагалось левее,  на площадке перед  обрывом. Это то место, которое поросло крапивой и изрыто кабанами. Вспомнилось, что там еще дубы росли. Лес в основном еловый, а на том месте почему-то много дубов было... Поругал я себя  за отсутствие  наблюдательности и неумение быстро делать логические выводы, но возвращаться не стал. На то, чтобы проверить свою неожиданную догадку, уже не было сил. Теперь уж до следующей поездки.

 

Размышления

Начнем с вопроса о том народе, который мог здесь жить. Древнее название этого поселения – Гальчичи,  и это название  не  типично для данных мест. Флексия -ЧИ широко присутствует в топонимах  западных районов Смоленской области и в Белоруссии: Барановичи, Дашковичи, Хиславичи, Климовичи, Шумячи.. То есть, в ареале древнего расселения кривичей.

Но как похожий топоним мог появиться далеко на востоке?

 Территория нынешней Московской области в VII –X вв.  заселялась с запада двумя мощными славянскими потоками . Первые – это  племенной союз  вятичей, которых  автор  "Повести временных лет" относил к «ляхам», т.е. к полякам. Вятичи  осели  в бассейне реки Оки и затем двинулись на север по рекам Москве, Протве  и Угре.

Второй поток  - это  кривичи, которые двигались  с северо-запада.  Изначально они занимали земли современной Белоруссии и западных районов Смоленской области. Так же, как и вятичи, кривичи являлись объединением нескольких славянских племен. Но к ним добавились и балтские племена. 

  Пограничье между  племенными союзами вятичей и кривичей прошло по  территории, где сейчас располагается Московская область. Видимо, именно кривичи, которые до сих пор сохранили особенности своего произношения,  и могли дать   своему поселению название Гальчичи. 

Но на этом вопросы не заканчиваются.

Название Гальчичи созвучно названию  двух славянских городов – Галичу Волынскому (западная часть Украины) и Галичу Мерьскому , расположенному в Костромской области (второе его название произошло в силу того, что он был основан на землях мери, угро-финского племени). Схожесть звучания этих топонимов заставляет думать, что это не случайное фонетическое совпадение. Хотя они и находятся очень далеко друг от друга,  между ними, видимо, есть  некая общая   связь.Но какая?.

   Янишевский в своей диссертационной работе  упомянул о том, что на Гальчинском городище наиболее ранние находки датируются XII веком. Другими словами, Гальчичи  были основаны не ранее этого века.

Странное совпадение -  именно в XII веке основаны  и Галич Волынский (первое упоминание о нем в Ипатьевской летописи относится к 1140 году), и Галич Мерьский (Татищев, основываясь на утерянных ныне источниках,  относил его основание к 1159 году). Таким образом, и Гальчичи на Протве, и Галич Волынский, и Галич Мерьский были основаны почти одновременно, где-то на рубеже XI-XII вв. Но что  значит такое одновременное появление схожих топонимов в  различных регионах?

Как считают некоторые историки, Галич Волынский был основан племенем галичей (или галичан), первоначально живших на побережье Балтийского моря и  относившихся к балтским племенам. Переселение их с побережья Балтики далеко на юг связано со все усиливающимся давлением  датчан и немцев.

Предполагаемая территория расселения галичан обозначена синим цветом.

Именно в  начале XII  века началась наиболее интенсивная немецкая  экспансия  в земли западных славян. Усилилась она в середине века, во время второго крестового похода, идейным вдохновителем которого был французский монах Бернард Клервоский. Немецкие и французские рыцари, воодушевленные его проповедями, в 1145 году двинулись в двух направлениях:  в Палестину защищать гроб Господень, и на южное побережье Балтики, искоренять мечом язычество среди  живших там  славян. Вполне может быть, что галичи, обессиленные беспрерывными войнами,   в течении этого полувека  и переселились  в Волынское и во Владимирское княжества. На новых землях они основали свои поселения и дали им название по названию своего племени.

 Вполне возможно, что далекий путь на восток галичи совершили совместно с кривичами, среди которых был силен балтский элемент,  и осели в непроходимых лесах на Протве и на дальше на восток - на территории Владимирского княжества.

Но на этом вопросы не кончаются.

Из летописей известно, что в 1146 году  черниговский князь Святослав Ольгович «воевал голядь верх Поротвы».  Т.е. разорял на реке Протве поселения некоего племени голядь, о котором написано много, но до сих пор мало что известно. Относительно  того, к каким народам принадлежала голядь, выдвигается несколько версий. Карамзин относил  голядь  к германским племенам. В настоящее время  большее признание получила версия, относящая   голядь  к балтским племенам (пруссам).  Местом   первоначального обитания этого племени  считают нынешнюю Польшу (территория  к северу от провинции Мазовия). Именно там немецкие хроники помещали обширную область Галиндию, на которой проживали племена галиндов. Название этого народа до нас дошло в немецком варианте произношения, самоназвание галиндов  осталось неизвестным. Но это не мешает нашим  историкам считать, что галинды и голядь – это один и тот же народ. Хотя их  единственный аргумент – это общий корень  гал/гол в названии этих народов. Других доказательств  их общего единства  нет. Считается, что галинды, не выдержав давления воинственных соседей, передвинулись на восток.  Судя по топонимам и гидронимам с корнем гол , сохранившимся от голяди, этот народ занимал значительное пространство: всю  восточную часть нынешней Смоленской,   западную  часть Московской  и большую часть Калужской  областей.