На нашем сайте была опубликована статья "Крушение царского поезда в Борках " на которую мы получили весьма любопытное письмо от жителя Харькова, чье имя мы пока не называем. Это письмо в несколько сокращенном виде мы и помещаем в этом материале:
Здравствуйте!
Прочитал статью на вашем сайте и решил рассказать о своей находке. Возможно я имею на руках оригинальные фотоснимки чертежей и инструкций, которые могут иметь отношение к крушению царского поезда в п.Борки. Я думаю они имеют историческую ценность,и возможно, людям будет интересно увидеть часть их.
Поисками с металлоискателем я занимаюсь несколько лет. Как правило, интересные находки попадаются совсем случайно. В большей степени поиск для нас это хобби, нам интересен сам процесс , но как известно машина на воздухе не ездит и запчасти даром не раздают, поэтому большую часть находок приходится продавать. Иногда запланируешь поездку в одно место, а проезжая интересный лесок сворачиваешь в него и ищешь там.
Не слишком ценную, но очень интересную находку я нашел в мае 2016 года. Выезжал копать с женой и моим товарищем. В тот день мы запланировали поездку именно в тот лес. Заехали в лес, оставив машину, спустились в глубокий овраг и пошли вдоль него. Старой тропой выбрались на небольшую возвышенность. Вниз по склону метрах в трех находился заброшенный родник. На краю этой тропы у сгнивших бревен я зацепил сигнал, снял грунт в два штыка, и лопата наткнулась на бутыль. Когда достал ее, то на ней был серый налет. Протерев налет, увидел внутри блестящие цилиндрики и бумагу. Все это было засыпано белым порошком (подумал, что золото или другой ценный металл). Дома вскрыл бутыль, достал хорошо сохранившиеся бумаги и прочитал их - это были инструкции, в которых описан весь процесс изготовления взрывчатого снаряда, от изготовления корпуса до гремучей ртути и динамита, и фотографии детальных чертежей по изготовлению и сборке взрывных устройств.Инструкции и надписи на чертежах были сделаны по нормам дореволюционной орфографии - с ятями и ерами. Следовательно, этой находке не менее ста лет. Как я понял, блестящие цилиндрики, находящиеся в бутыли, были стеклянными детонаторами с гремучей ртутью. Я тут же вывез их в лес и закопал, оставив только документы и бутыль.
Ребята на поисковых форумах сказали, что эта находка, скорее всего, имеют отношение к "Народной воле". В конце 19 века на территории Харьковской губернии вроде никаких терактов со взрывами не было, за исключением происшествия с царским поездом в 1888-м году. А как известно, народовольцы не раз пытались покончить с царем, подкладывая бомбы на железнодорожных путях, но их попытки были неудачны.
На углах фотоснимков есть проколы, значит их прикалывали к доске и по ним изготавливали эту адскую машину.
Лес, в котором я сделал находку, расположен недалеко от Харькова около п.Бабаи. Возможно, именно в Бабаях находилась мастерская народовольцев по изготовлению адских машин. Кстати, тропа, около которой сделана находка, ведет в сторону почтовой станции и ж.д.( на старой карте), то есть, имеется транспортная развязка. Да и родник этот очень хороший ориентир. Отсюда до станции Борки, где произошла катастрофа, около 20 км.
Несколько слов о крушении царского поезда в Борках Была версия, что бомбу в поезде заложил помощник повара, который после крушения поспешно скрылся за границу, а до этого его задерживали за участие в революционном кружке. Я считаю, что у этих чертежей есть очень большой шанс иметь отношение к крушению царского поезда. Жаль, на них нет никаких надписей, только четкий отпечаток пальца с обратной стороны. Еще на некоторых чертежах есть надписи от руки. Если бы достать дела революционеров, в которых были бы отпечатки пальцев или образцы их почерка, то можно было бы привязать эти документы к определенному лицу. Когда я попытался выяснить, в каком архиве находятся дела народовольцев, то мне сказали, что эти дела находятся в СБУ. А официально я этим заниматься не могу, так как возникнут лишнее вопросы...Но не хочется что бы эти документы просто осели в руках одного коллекционера, ведь можно действительно раскрыть тайну века.
Вид бутыли до вскрытия крышки
Чертежи и инструкции, скрученные в трубочки. В таком виде они хранились в бутыли более ста лет
Кому могли принадлежать эти инструкции, найденные около поселка Бабаи? На этот счет у Можайского Исторического Общества имеются две версии.
1. В 20-х числах сентября 1879 года в Харькове состоялась тайная встреча народовольцев из Москвы и Петербурга, на которой обсуждался вопрос взрыва царского поезда.На этой встрече присутствовал и Желябов. Места взрыва были выбраны под Одессой, Москвой и Санкт-Петербургом. Не исключено, что рассматривался вопрос и о подготовки взрыва под Харьковым. Об этом свидетельствует тот факт, что именно в Харьков были привезено три пуда динамита и земляной бур для бурения подкопа. Впоследствии бур был отправлен в Александровск, а динамит - в Москву, где и был произведен взрыв железнодорожного полотна, но неудачно- царь не пострадал. После этого взрыва произошел массовый арест народовольцев по многим городам империи. Вполне возможно, что эти инструкции принадлежади харьковскому отделению партии "Народной воли" и их успели вывезти из города и закопать в отдаленном месте. Многие народовольцы были казнены, другие отправлены на вечную каторгу, и место сокрытия инструкций было забыто.
2. В 1885 году была предпринята попытка создания Южнорусской организации из остатков разгромленных отделений «Народной воли». Возникновению её предшествовала деятельность харьковчанина Б.Д.Оржиха по объединению народовольческих групп Харькова, Одессы, Ростова-на-Дону, Екатеринослава и других городов Юга России. Организация оформилась на съезде представителей народовольческих кружков в Екатеринославе (сентябрь 1885), в работе которого, кроме Оржиха, участвовали В. Г.Богораз, Л. Я.Штенберг, А. Н. Шехтер, Ф. И. Ясевич и др. На съезде было решено объединить местные народовольческие группы в единую организацию, возобновить террористическую деятельность и издание газеты "Народная воля" и установить связи с заграничным центром «Народной воли". В следующем году это объединение так же подверглось рагрому, но не исключено, что аресты коснулись лишь руководящих членов организации. Рядовые и менее заметные участники объединения ушли в глубокое подполье и продолжали свою террористическую деятельность. Одним из актов уцелевшей организации мог быть взрыв царского поезда.
Отдавая дань уважения Кони и его 15-ти экспертам, проводившим расследование причин крушения, нужно сказать, что это дело не было доведено до конца и следствие не ответило на множество вопросов. Так например, даже при беглом взгляде на снимки вагонов царского поезда, фотографии которых были сделаны сразу же после крушения, невольно задаешься вопросом: почему при крушении состава сильно пострадал всего лишь один вагон? Он буквально разорван на части, хотя остальные вагоны, пусть и сошли с рельсов, но остались целыми. Не значит ли это, что этот вагон был взорван? Но где была заложена мина - в самом вагоне, или же в полотне железной дороги? Члены царской семьи в своих письмах и воспоминаниях писали о двух сильных толчках (взрывах?) которые они ощутили при крушении. Но, если это были взрывы, почему комиссия умолчала о воронках, которые должны были остаться после срабатывания взрывных устройств? Значит ли это, что эксперты были далеко не профессионалами в своем деле?..
Некоторую ясность в происшествие столетней давности могла бы внести находка, сделанная любителем-поисковиком из Харькова. Редакция МИО просит всех лиц, заинтересованных в этом деле, проявить внимание к этой интересной находке и оказать возможную помощь и поддержку человеку, который сделал ее.