В конце ноября 2024 г. я получил от отца Сергия, настоятеля Можайского Михаило - Архангелльского храма в Чертаноае, электронное письио, в котором он просил высказать свое мнение об иконе Богородицы, фотографию которой он приложил.
Хотя я не специалист в области иконографии, но выполняю его просьбу и высказываю свои соображения на этот счет. А также обращаюсь к читателям с просьбой высказаться относительно этой иконы. Возможно, общими усилиями мы как-то проясним ее происхождение, ее название и некоторые странности, подмеченные мною.
Так что же необычного в этой иконе?
1. Слева от Богородицы на уровне плеча помещене надпись "Можайскiя пр. б.", что надо понимать как Можайская Пресвятая Богородица. Причем, слово "Можайская" написано с нелепой ошибкой. Художник был не силен в церковно-славянском языке? Для прфессионала иконописца это выглядит странно.
2. Мне нигде не попадались упоминания о том, что в Можайске существовала иконописная мастерская. Если икона написана в Можайске, то,. скорее всего, каким-то светским художником. Но кем? На своем сайте я уже упоминал некоторых живописцев, выходцев из Можайска, которые стали довольно ихвестными художниками: Милорадович, Герасимов, Горохов.... Мохет быть . кто-то из них и написал эту иеону?
3.Вызывает удивление и название иконы -"Можайская". Не было в Можайске чтимой иконы Божьей Матери! Может быть, автор имел ввиду икону Колоцкой Божьей Матери ? Ее иногда называли Можайской. Но атрибуты у этих икон разные, поэтому сомнительно, что это икона Колоцкой Богородицы. Здесь автор позволил себе какую-то непозволительную смелость. или ересь, вольно трактуя образ Богородицы..Если допустить, что икона написана не можайским художником и не в Можайске, то возникают еще более трудные вопросы - что его побудило обратиться к Можайску и назвать икону, вопреки всем традициям, Можайской?
4. В 2016 г. Марина Сергеевна Тамуленок, монахиня Колоцкого монастыря, прислала на мой сайт фотографию иконы, которую она назвала списком с иконы Колоцкой Пречистой Богоматери. Сама она ничего сказать не могла по поводу времени написания этой иконы и обстоятельств ее появления в монастыре. Поэтому оставалось лишь делать предположения.На этой иконе так же имелись некоторые отступления от канонов: если Колоцкая Богоматерь иэображалась в окружении пророка Илии и св. Николая, то на присланнай фотографии был изображен лищь один св. Ниеолай. Над правым плечпм Богородицы помещена надпись "Образ Пречистый Бгцы Можайский". .Если и в самом деле это был список с иконы Колоцкой Богорожицы, то здесь слово "Можайский" надо было понимать как некое географическое обобщение места нахождения/ появления этой иконы. Я попал в такую же ситуацию, как и в случае с иконой о. Сергия: отступление от канонов при написании иконы и ее непонятное название.Но теперь, имея две не совсем схожие иконы, но в подписи имеющие слова "Можайский образ", можно с некоторой уверенностью говорить о том, что икона о. Сергия и в самом деле является списком - достаточно вольным- с иконы Колоцкой Богоматери. Не понятно лишь одно- почему художники так небрежно отнеслись к атрибутике иконы? Может быть, все дело в размерах икона? И фигуры пророка Илии и св. Николая было трудно выписывать на крошечной иконе? Или и в самом деле в Можайске до революции зарождалось почитание своей, городской иконы Божьей Матери? Или пытались ввести такое почитание?..
.
5. Есть вопросы и по времени написания иконы, фото котороой присдад о.Снргий. Вроде бы, это старинное письмо, но при большом увеличинии снимка в левом нижнем углу, там, где осыпалась краска, отчетливо читается !934, а еще ниже какие-то неразборчивые буквы Эти цифры и буквы, как кажется, написаны не рукой, а напечатаны и их, с некоторой долей вероятности, можно прочитать как "В 1934 в Можайске". Внизу проступают еще некоторые цифры и буквы, но их уже трудно понять и, тем более, объяснить. Возможно, художник наклеил на доску для выравнивания картон или холст из-под обертки какого-то товара с указанием года выпуска.
Другая версия - на этой доске было первоначально написано что-то иное и подписано художником с указанием года и места. И лишь впоследствии доска была использована под икону. Об этом говорит то, что в местах повреждения иконы отчетливо видны три слоя : левкас (грунт), первоначальное письмо, затем третий слой - иконное письмо. Но теперь уже невозможно уточнить этот вопрос, поскольку при реставрации все эти неясные надписи были замазаны.
6. Остаются без ответа еще некоторве вопросы. Что держит в руках младенец Иисус? Почему у него какие-то неестественные глаза? Что за головной убор на голове Богородицы?
***
Таковы мои первые впечатления и вопросы, появившиеся при рассмотрении этой иконы. Если я не ошибся с годом, выступившем из -под облетевшей краски, то она написана в 1934 годк, или несколько позднее, во время яростного гонения на Церковь и верующих. В Можайске в это время жили Иван Горохов и Сергей Герасимов, известные художники, местные уроженцы Может быть, кто-то из них, устрашенный террором, потерей родных и близких,обратился к вере и написал этот образ? Для утешения своей души и в поисках духовной поддержки родномк городу? Иван Лаврентьевич Горохов умер в 1934 году. Не мог ли он перед смертью и написать этот образ? Как свой последний подарок своим близким или знакомым?
Но мне одному трудно разобраться во всех этих вопросах, поэтому я прошу помощи у своих читателей.