Икона Можайской Богородицы

 

 

В конце ноября 2024 г. я получил от отца Сергия, настоятеля  Можайского  Михаило - Архангелльского храма в Чертаноае, электронное письио, в котором он просил высказать свое мнение об иконе Богородицы, фотографию которой он приложил.

  Хотя я не специалист в  области иконографии, но  выполняю его просьбу и высказываю свои соображения на этот счет.  А также обращаюсь к читателям с просьбой  высказаться относительно этой иконы. Возможно, общими усилиями  мы как-то проясним ее происхождение, ее название и некоторые странности, подмеченные мною.

Так что же необычного в этой иконе?

1.  Слева от Богородицы на уровне плеча помещене надпись "Можайскiя пр. б.",  что надо понимать как Можайская Пресвятая  Богородица.  Причем, слово "Можайская" написано с нелепой  ошибкой. Художник был не силен в  церковно-славянском языке?   Для прфессионала иконописца это выглядит странно.

  2. Мне нигде не попадались упоминания о том, что в Можайске существовала иконописная  мастерская. Если икона написана в Можайске, то,. скорее всего,  каким-то светским художником.  Но кем?  На своем сайте я уже упоминал некоторых   живописцев, выходцев из Можайска, которые стали довольно ихвестными художниками:  Милорадович,  Герасимов,   Горохов....  Мохет быть .  кто-то из них  и написал эту иеону?         

 

3.Вызывает удивление и название иконы -"Можайская". Не было в Можайске чтимой иконы Божьей Матери!  Может быть, автор имел ввиду икону Колоцкой Божьей Матери ? Ее иногда называли Можайской.  Но     атрибуты у этих икон разные, поэтому сомнительно, что  это икона Колоцкой Богородицы. Здесь автор  позволил себе какую-то непозволительную смелость. или ересь, вольно трактуя образ Богородицы..Если допустить, что икона написана не можайским художником и не в Можайске, то  возникают еще более  трудные вопросы - что его побудило обратиться к Можайску и назвать икону, вопреки  всем традициям, Можайской?

 

4. В 2016 г. Марина Сергеевна Тамуленок, монахиня Колоцкого монастыря, прислала на мой сайт  фотографию иконы, которую она назвала списком с иконы Колоцкой Пречистой  Богоматери. Сама она ничего сказать не могла по поводу времени написания этой иконы и обстоятельств ее появления в монастыре. Поэтому оставалось лишь делать предположения.На этой иконе так же имелись некоторые отступления от канонов: если Колоцкая Богоматерь иэображалась в окружении  пророка Илии и св. Николая, то на присланнай фотографии был изображен лищь один св. Ниеолай. Над правым плечпм Богородицы  помещена  надпись "Образ Пречистый Бгцы Можайский". .Если и в самом деле это был список с иконы Колоцкой Богорожицы, то здесь слово "Можайский" надо было понимать как некое географическое обобщение места нахождения/ появления этой иконы. Я попал в такую же ситуацию, как и в случае с иконой о. Сергия: отступление от канонов при написании иконы и ее непонятное  название.Но теперь, имея две не совсем схожие иконы, но в подписи имеющие слова "Можайский образ", можно с некоторой уверенностью говорить о том, что икона о. Сергия и в самом деле является списком - достаточно вольным- с иконы Колоцкой Богоматери. Не понятно лишь одно- почему художники так  небрежно отнеслись к атрибутике иконы? Может быть, все дело в размерах икона? И фигуры пророка Илии и св. Николая было трудно выписывать  на крошечной иконе? Или и в самом деле в Можайске  до революции зарождалось почитание своей, городской иконы Божьей Матери? Или пытались ввести такое почитание?..

.

5. Есть вопросы и по времени написания  иконы, фото котороой присдад о.Снргий.  Вроде бы, это старинное письмо, но при большом увеличинии снимка в левом нижнем углу, там, где осыпалась краска,  отчетливо читается !934, а еще ниже какие-то неразборчивые буквы  Эти цифры и буквы, как кажется,  написаны не рукой, а напечатаны и их, с некоторой долей  вероятности, можно прочитать  как   "В  1934 в Можайске". Внизу проступают еще некоторые цифры и буквы, но их уже трудно понять и, тем более, объяснить. Возможно, художник наклеил на доску для выравнивания  картон или холст из-под обертки какого-то товара с указанием года выпуска.

Другая версия - на этой доске было первоначально написано что-то иное и  подписано художником с указанием года и места. И лишь впоследствии  доска была использована под икону.  Об этом говорит то, что в местах повреждения иконы отчетливо видны  три слоя : левкас (грунт), первоначальное письмо,  затем третий слой - иконное письмо. Но теперь уже невозможно уточнить  этот вопрос, поскольку  при реставрации все эти неясные надписи были замазаны.

 

6. Остаются без ответа еще некоторве вопросы. Что держит в руках младенец Иисус? Почему у него какие-то  неестественные глаза? Что за головной убор на голове Богородицы?

***

Таковы мои  первые впечатления и вопросы,  появившиеся  при рассмотрении  этой иконы.  Если я не ошибся с годом, выступившем из -под облетевшей краски, то она написана  в 1934 годк, или несколько позднее, во время   яростного гонения на Церковь и  верующих. В Можайске в  это время  жили Иван Горохов и Сергей Герасимов, известные художники, местные уроженцы   Может быть, кто-то из них, устрашенный террором, потерей  родных и  близких,обратился к  вере и написал этот образ?  Для утешения своей души и в поисках духовной поддержки  родномк городу?   Иван Лаврентьевич Горохов умер в 1934 году. Не мог ли он перед смертью и написать этот образ?  Как свой последний подарок своим близким или знакомым?

Но мне одному трудно разобраться во всех этих вопросах, поэтому   я прошу помощи у своих читателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитано 54 раз

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить